ФОРУМ "Педагогика в современном мире" обсуждение статей здесь

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ и ОБРАЗОВАНИЯ РФ
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
психолого-педагогический факультет
кафедра педагогики

Интернет-Форум в рамках  Всероссийской научной конференции с международным участием «Педагогика в современном мире»

Продуктивный подход как фактор повышения качества профессионального иноязычного образования

Ерёмин Ю.В., Рубцова А.В.

Разработка продуктивного подхода в профессиональном иноязычном образовании является одним из средств реализации стратегического направления российской образовательной политики, основным требованием которого является единство целей, подходов и методов развивающего обучения, вызванное необходимостью повышения качества профессионального образования.

Так, продуктивный подход в области профессионального иноязычного образования представляет собой целостную лингводидактическую систему, которая служит полноценной основой построения современной модели обучения иностранному языку в вузе с помощью эффективных приёмов обучения, встроенных в систему инновационных лингводидактических технологий, направленных не только на реализацию узко-прагматических целей обучения ИЯ, но и формирующих гармоничную, полноценную личность обучаемого, ориентированную на освоение и совершенствование своей будущей профессиональной деятельности [1].

Основным механизмом повышения качества обучения ИЯ в условиях реализации продуктивного подхода является адекватное регулирование учебно-познавательной деятельности обучаемых, которая с позиции продуктивного подхода рассматривается, прежде всего, как творчески направленная учебная деятельность, эвристическая и поисковая по своей сути.

Как методологическая категория продуктивность включают обобщенные способы учебной деятельности и общие приемы изучения нового языка: рефлексивная оценка своих возможностей и результатов, соотнесение реальных потребностей с учебной задачей, рефлексия своего иноязычного речевого опыта, рефлексия учебного опыта и используемых приемов и формирование эффективного индивидуального стиля освоения ИЯ.

Следует подчеркнуть, что в сфере познавательной деятельности оппозиция «репродуктивная — про­дуктивная» определяется исследователями, исходя из оппозиции «репродуктив­ное – продуктивное» мышление, «репродуктивная – продуктивная» активность [4]. В рамках данной оппозиции выделяются следующие базовые признаки этих типов познавательной активности. Репродуктивный — направленность на получение результата по образцу, стереотипность способов, известный результат деятельности. Другими словами, это - получение уже известного результата готовыми способами. Продуктивный - открытие или создание нового, усовершенствование известного новыми или уже известными способами. В данном случае, результат и способы познавательной деятельнос­ти не заданы абсолютно, они создаются или преобразуются самим субъектом данной деятельности. Причем создание нового продукта и выбор способов деятельности связаны с разрешением определенного противоречия (проблемы), поиском и принятием решения. Разрешение проблемы составляет содержание творческого поиска, то есть собственно творчества.

Различным в репродуктивной и продуктивной познавательной деятельнос­ти является и механизм регуляции. В первом случае это, в самом общем смысле, регуляция «внешняя», заданная «извне» в качестве цели, результата и образца выполнения. В случае продуктивной познавательной деятельности ведущим выступает механизм саморегуляции. В его основе лежит механизм рефлексив­ной самооценки, результатом действия которого является свободный осознанный выбор субъектом цели, результата, способов учебной деятельности и т.д.

Отметим, что возможна и внешняя детерминация цели в учебной деятельности обучаемых. Однако в этом случае, как подчеркивает А.В. Брушлинский, уже известные другие знания они должны открыть, или переосмыслить для себя, и в таком случае учебная деятельность сходна с творчеством ученого. При этом действует принцип «внешнее через внутреннее» [3].

В процессе продуктивной познавательной деятельности ведущим выступает механизм саморегуляции, в основе которого лежит действие рефлексивной самооценки, результатом чего является свободный осознанный выбор субъектом цели обучения ИЯ, прогнозирование результата учебно-познавательной деятельности и способов их получения и достижения, что в целом выступает показателем продуктивности целостного учебно-воспитательного процесса.

Результатом или продуктом творческой созидательной, то есть продуктивной иноязычной деятельности является, с одной стороны, приобретение навыков самостоятельного изучения иностранного языка с использованием лингво-дидактических технологий, а с другой стороны, создание определённых духовных ценностей, самотворчество, самостроительство, то есть приобретение индивидуального личностного опыта и продвижение вперёд в своём развитии.

Иными словами, посредством изучения иностранного языка происходит открытие для себя нового, неизвестного, разрешение для себя по-новому уже известной проблемы/задачи и выработка личностных способов познания, накопление и передача опыта в процессе взаимодействия с другими субъектами деятельности. Следовательно, включение учебной деятельности обучаемых в реальную продуктивную иноязычную деятельность обеспечивает продуктивный (творческий, созидательный) характер учебно-познавательного процесса.

В силу этого продуктивная иноязычная деятельность является направленной на освоение конкретных знаний и умений в процессе творческого исследования реальных объектов с помощью иностранного языка и/или создание личностного иноязычного продукта. Ведущим отличительным признаком данного типа учебной дея­тельности является то, что, она включена в контекст реальной социально ориентированной деятельности и носит, таким образом, социально ориенти­рованный контекстный характер. Она становится иной по сути, поскольку пред­ставляет собой исследование реальной социо-культурной действительности как форма освоения конкретного знания и способов учебно-познавательной активности.

Важно отметить, что в образовательной сфере учебно-познавательная деятельность обучаемого становится продуктивной в том случае, когда, в целях придания ей реального творческого и личностно значимого для обучаемого характера, она включается в социально ориентированный контекст, связанный с созданием определенного деятельностного продукта. При этом, отражая основные признаки продуктивной деятельности как формы и средства социализации личнос­ти, продуктивная учебная деятельность направлена на освоение социального опыта овладения ИЯ. А овладение определенными предметными знаниями и умениями происходит в процессе и является условием создания реального собственного образовательного продукта [2].

При этом результатом продуктивной (творческой, созидательной) учебно-познавательной деятельности являются не «готовые знания», а личностные новообразования обучаемого, которые обусловлены развитием его личностных качеств, реализацией его личностного потенциала. Как показывает теоретический анализ, личностный образовательный продукт в процессе творческой учебно-познавательной деятельности включает материальный и духовный продукт (зна­ния и умения), деятельностный опыт и конструктивные, созидательные качества личности. С учетом приоритетности для личностного развития к таким образовательным продуктом относятся:

-    способы познания реальной объективной культуры, способы «добывания знаний», включающие как обобщенные способы деятельности (методоло­гию), так и предметно-содержательные;

-  способы конструирования «нового знания» (нового в смысле личностной значимости для студента) - конструирования своей личностной системы знаний и умений и способы «включения» полученных знаний и умений в реальную деятельность (реализация полученных знаний в личностном опыте);

-    качественный рост, то есть развитие личностных качеств студента, обеспечивающих его самореализацию и саморазвитие, его «творческие изменения» [5].

Таким образом, системная реализация продуктивного подхода в профессиональном иноязычном образовании обеспечивает сущностное изменение деятельностной позиции обучаемых, которая способствует активизации их творческого и интеллектуального потенциала. В силу продуктивного характера учебно-познавательной деятельности студентов происходят системно-функциональные изменения целостного учебно-воспитательного процесса, регулирующие повышение качества профессионального иноязычного образования.

                                                Литература

  1. Рубцова А.В. Продуктивная лингводидактическая технология как средство повышения качества иноязычной подготовки // Сборник научных трудов 5-ой Международной научно-практической конференции «Философия в техническом вузе». - СПб: Изд-во СПбГПУ, 2011.
  2. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. – М.: Изд-во МГУ, 2003. 416с.
  3. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. - М.: Ин-т психологии РАН, 1994.-108 с.
  4. Матюшкин A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познаватель­ной активности // Вопросы психологии. - 1982.-№ 4. - С.5-17.
  5. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.-М.: Интор, 1996. - 541 с.
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz