ФОРУМ "Педагогика в современном мире" обсуждение статей здесь

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ и ОБРАЗОВАНИЯ РФ
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
психолого-педагогический факультет
кафедра педагогики

Интернет-Форум в рамках  Всероссийской научной конференции с международным участием «Педагогика в современном мире»

 

ПРИОРИТЕТЫ СОВРЕМЕННОЙ ДИДАКТИКИ

В.Д. Сухоруков,

доктор географических наук, профессор,

заведующий кафедрой методики обучения

географии РГПУ им. А.И. Герцена

Дидактика как «всеобщее искусство учить» давно и прочно обрела статус науки широкомасштабного синтеза и глубокого академического анализа. Она решает разнообразные вопросы, требующие от педагога особых пристрастий и изобретательности, бесконечной мыслительной работы и безусловной ответственности. Максимальный уровень познания мира дидактики воплощает дидактическая культура, которая отражает логику развития педагогической мысли, резюмируя весь опыт обучения. 

Обучение как педагогический процесс направлено на приобретение знаний, а также развитие у человека качеств практического характера и опыта деятельности. Основным механизмом реализации этих целей является школа, демонстрирующая всю природу дидактической реальности. Изобретение школы как системы обучения связано с глубинными процессами общественного развития. Возникшее в эпоху индустриализации массовое образование изначально включало в себя не только «явный», но и  «скрытый» учебные планы, призванные обеспечивать подготовку поколений для новой техногенной жизни. Всеобщее образование, таким образом, стало шагом вперед на пути прогресса человечества, «величайшим благом, дарованным людям наряду с жизнью и свободой» [10: 65-66]. Последовавшая с середины XIX в. экспансия образования в итоге породила современное информационное общество.   

В нынешнем мире основой общественного развития является производство знаний и их реализация. Источником силы знаний остается образование, которое должно быть непрерывным. Образование обеспечивает общественное употребление разума личностью, с помощью которого осознание текущей реальности превосходит инстинктивную импульсивность человека. Тем самым образование надо считать благоприобретаемым капиталом, отвечающим затрате времени, труда, людской мудрости и опытности. Поэтому школа составляет громадную силу, определяющую быт и судьбу народов и государств. 

Образование всегда должно оставаться жизненным и реальным. Об этом в свое время глубоко рассуждали классики педагогики, а также многие представители мира культуры, искусства, науки и политики. Среди наших соотечественников здесь необходимо выделить следующие имена: К.Д. Ушинский, Н.А. Корф, В.П. Вахтеров, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов и Н.Г. Чернышевский. Они выступали за подлинную научность образования, против вульгаризации и упрощенчества знаний, видели в обучении средство совершенствования и успешности человека. Развитию теории образования и обучения способствовали также русские учёные М.В. Ломоносов, Н.И. Лобачевский, А.Г. Столетов, К.А. Тимирязев, Н.Е. Жуковский, Д.И. Менделеев и др.

Особенно значительна и многогранна деятельность в области образования Дмитрия Ивановича Менделеева (1834-1907). Можно с полным основанием говорить о системе педагогических взглядов этого выдающегося ученого [4: 78-80]. Интересно отметить, что он происходил из учительской семьи и сам в 1855 г. закончил Петербургский главный педагогический институт. Свою трудовую деятельность будущий великий химик начал в Одессе старшим учителем гимназии и впоследствии увлеченно и блестяще преподавал в высших учебных заведениях российской столицы, посвятив делу народного образования более 35 лет своей жизни. Через все педагогические труды Д.И. Менделеева проходят идеи непрерывного образования и гармонического развития личности человека в процессе обучения и воспитания. Особенно настоятельно ученый проводил мысль о непременной связи школы с жизнью и её потребностями. Он говорил, что учащимся надо давать такую сумму «… к жизни пригодных сведений, с которой ученик оказался бы готовым принять окончательное свое образование» [цит. по 4: 79]. Никогда не подлежало сомнению также то, что действительная польза  образования прямо зависит от качества учителей, то есть от их влияния на учеников. Здесь обязательно требуется, чтобы учителя следили за развитием науки, более того, непосредственно занимались ею. Только учитель, «который сам силен в науке, ею обладает и любит» может «влиять плодотворно на ученика при помощи любого предмета преподавания» [цит. по 4: 79]. Однако при этом необходима специальная педагогическая подготовка.      

Таким образом, главным содержанием мира дидактики обязано выступать исследовательское и творческое сознание педагога. Быть педагогом в полном и всеобъемлющем понимании этого слова - значит видеть всё многообразие человеческого существования с глубоко принципиальных позиций. Поэтому истинный педагог вынужден постоянно обращаться к апофатическому плану реальности, связанному с наличест­вующим состоянием действительности. То есть, настоящий учитель не только блестяще владеет предметной областью, но всегда превосходит её собственным обращением к универсальной идее всестороннего развития личности [9].

Наука и образование вторгаются в жизнь не только через материальную сферу, но, прежде всего, через мировоззрение людей. Современное общество, цепко охваченное инструментальным интеллектом, всё еще подчиняется логике технического мышления и инженерного решения любой проблемы. Поэтому мысли и поведение людей обязаны коррелироваться натуралистическим рассудком, относящимся к факторам гуманитарного бытия. Для целей образования это означает необходимое «проникновение духа в то, что такое знание» [5: 23]. Тем самым, действительным предметом дидактики выступает мир человека, ибо мир вне человека не имеет смысла.

Указанный императив задает совершенно опре­деленную онтологию, в которой изучаемый человеком мир рассматривается как проницаемый для личности и обладающий необходимой аксиологической плотностью. У этого мира возникает собственное напряжение, способное внести возмущение в поле человеческого поступка. Такой мир становится прозрачным для оце­нивающего индивида. Эта аксиологическая субстанциальность озна­чает, что в каждом решении человек выбирает весь мир.

Следовательно, концептуальным направлением развития современной дидактики является ее дальнейшее «очеловечивание», гуманизация.  Суть гуманистических представлений здесь заключается в том, что изучаемая действительность преломляется через культурологическую и личностную сенсорику индивида. Тем самым, знания превращаются в интегратор светового и звукового мира с ментальными представлениями человека. В новой гуманитарной дидактике акцент ставится на соотношение объекта познания и субъективного сознания, через фильтры которого воплощается жизненная реальность. В итоге гуманизация образования будет обеспечивать действительную персонализацию обучения для успешного социального становления личности. Таким образом, современная дидактическая культура должна отвечать заданным общественным нормам.   

Изначальная педагогика говорила, что основное содержание образования – это знания и научные предметы. Современная философия образования этот вопрос ставит по-другому: сциентическое обучение должно уступить место методикам, передающим учащимся, прежде всего, социальный опыт. То есть,  традиционная образовательная идеология «знания-умения-навыки» заменяется акцентированной формулой «навыки-умения-знания». Другими словами, нынешняя система образования нацеливается на переход от «школы знаний» к «школе компетенций».

Однако старая и новая модель школы не должны  восприниматься в контексте непримиримой борьбы. В этом смысле важно усвоить, что компетентность имеет деятельностный характер обобщенных умений в сочетании со знаниями [7: 9]. Следовательно, приобретаемые знания закладываются в специализированные компетенции, относящиеся к предметной области. Поэтому представить себе компетентного человека, не обладающего системой упорядоченных знаний, невозможно. Таким образом, в основе современного образования остается принцип неразрывного единства практики и теории, демонстрирующий симбиоз компетенций и знаний.  

В реальной жизни «школы знаний» и «школы компетенций» в чистом виде не существуют. Знания всегда обязаны «покрывать» определенные виды деятельности, в то время как готовность человека решать профессиональные задачи обеспечивается уровнем приобретенных знаний, умений и навыков. Здесь следует указать, что только единство компетенций и знаний можно рассматривать как показатель качества полученного образования [6].  

В контексте компетентностного подхода знания необходимо трансформировать в интеллектуальный продукт жизненной потребности использования мира. Это будет условием для манипулирования жизненными объектами, воспроизводимости действий, моделирования и прогнозирования развития. В итоге можно будет надеяться, что индивидуальная активность «компетентной личности» не будет обречена на бессмысленность. 

Итак, любые знания нуждаются в радикальном углублении по траектории гуманитарного развития личности. В сфере образования должен находиться целостный человек как единственное и достоверное богатство, которым на самом деле обладает мир. Следовательно, требуется новое прочтение смыслов образования и образовательной деятельности, отражающее современные представления о реальности. При этом сущностью дидактических инноваций должно стать преодоление человеческой ограниченности, преображение человека, его превращение в нечто большее, нежели он сам.

В современном обществе, как было сказано, основой человеческой успешности выступают компетенции и знания. Знания как ресурс являются доступными подавляющему количеству людей. В то же время не все люди оказываются способными в одинаковой степени эффективно использовать накопленные интеллектуальные ценности. Поэтому критерием социальной результативности личности следует считать проявление неких специфических качеств в виде  набора тщательно выверенных и научно обоснованных технологий социального поведения.

В решении этих задач особенно важную роль играет педагогическое образование. Именно педагогическое образование обязано ответить на революционный вызов, сделанный современной цивилизацией. Сейчас нужны педагоги, способные видеть человека как уникальную целостность и развивать его на основе законов науки и техники, культуры и искусства, общественной жизни и труда. Более того, появилась новая функция педагога - быть надежным путеводителем обучающихся в информационном пространстве, помогать им осмысливать и применять на практике полученные знания [1].  

Одной из острейших проблем в этом направлении является преодоление разрыва, возникшего в прошедшую эпоху, между предметоцентричностью в подготовке педагога (да и всей системы общего образования) и потребностью гуманизировать и гармонизировать отношения людей друг к другу, к общественным обязанностям и труду, к семье, к природе и национальным ресурсам, культурно-историческим традициям и ценностям. Другими словами, сегодня для успешного развития общества требуются люди иного культурного типа, свободно владеющие современными информационными и коммуникационными технологиями [2: 3]. Это говорит о необходимости достижения нового качества образования,   обеспечивающего возможность максимальной самореализации личности и соответствующего целям опережающего общественного развития [8: 3].

Ключевой   составляющей   подготовки современных педагогов должны стать гуманитарные техно­логии. По сути, гуманитарные технологии являются приоритетными для любого специалиста, так как нацелены на гармонизацию личности и общества, на перепрограммирование человеческого пространства. В этом качестве гуманитарные технологии обеспечивают создание устойчивой научно-образовательной и жизненной среды, содействуют развитию социальных коммуникаций и органической солидарности людей, оказывают влияние на развитие человеческих ресурсов [3].

Тем временем основное достоинство гуманитарных технологий обучения состоит в том, что они ориентированы на поиск путей преодоления сложившихся стереотипов и тех барьеров, с которыми сталкиваются педагоги в инновационной деятельности. Сейчас мы живем в условиях глубоких общественных перемен, которые влекут за собой колоссальное напряжение для человека и социальных институтов. Напряженность настолько значительна, что возможность принимать компетентные решения часто утрачивается. У человека снижается эффективность прогнозирования, усиливается боязнь риска, затрудняется переход к творческому мышлению. Остается одно – осознанно осуществить перезагрузку канонизированного разума в новые гуманитарные формы.

Современный мир обретает не столько ответы на поставленные вопросы, сколько разум, который должен служить компасом человеческой жизни. Старое и новое нами не воспринимается само по себе как автономные таксоны. Они слиты в едином потоке времени, объединены главным субъектом действительности – человеком. Поэтому не события и факты определяют характер обустройства социальной действительности, но сам человек настойчиво навязывает свою логику происходящему. Физический мир существует независимо от воли человека, но мир социальный полностью сотворен нами. Поскольку люди обладают ярко выраженным духовно-нравственным началом, эту реальность нельзя не учитывать.

Таким образом, современ­ная система образования должна перейти в фазу гуманитарной детерминации. Гуманизация образования - тот важ­ный общественный ресурс, который уже востребован и будет востребован всегда.

 

 

Литература

[1]. Бордовский Г.А. Педагогика будущего // Педагогические вести, 2007, № 10-11.

[2]. Бордовский Г.А. Модернизация подготовки педагогических кадров на основе гуманитарных технологий // Вестник Герценовского университета, 2008, № 12.

[3]. Бордовский Г.А. Итоги инновационной образовательной программы и перспективы развития инновационной деятельности университета // Вестник Герценовского университета, 2009, №2.

[4]. Бордовский Г.А. Современное значение педагогических идей Д.И. Менделеева // Вестник Герценовского университета, 2009, №3.

[5]. Гегель Г. Феноменология духа. Философия истории / Георг Вильгельм Фридрих Гегель. – М., 2007.

[6]. Гладкий Ю.Н. И компетенции, и знания // Вестник Герценовского университета, 2008, №4. С. 35-40.

[7]. Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография / Под ред. проф. В.А. Козырева, проф. Н.Ф. Радионовой и проф. А.П. Тряпициной. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005.

[8]. Рыжаков М.В. Новая школа в новой России // География в школе, 2009, №1.

[9]. Соломин В.П., Сухоруков В.Д. Мир дидактики: от знаний к опыту деятельности // География в школе, 2010, №1.

[10]. Тоффлер Э. Третья волна. – М., 1999.

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz