ФОРУМ "Педагогика в современном мире" обсуждение статей здесь

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ и ОБРАЗОВАНИЯ РФ
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
психолого-педагогический факультет
кафедра педагогики

Интернет-Форум в рамках  Всероссийской научной конференции с международным участием «Педагогика в современном мире»

 

Возможности педагогических дисциплин в профессиональном становлении студентов педагогического вуза

Ильина Светлана Петровна

Санкт-Петербург, РГПУ им.А.И. Герцена

На современном этапе развития высшего педагогического образования произошло новое осмысление роли и места педагогических дисциплин в профессиональном становлении студентов педагогического вуза. Исследователи связывают эти изменения с тенденциями гуманизации и гуманитаризации  высшего профессионального образования,  которые выдвинули на первый план проблему осмысления человека в мире, овладения способами взаимодействия с ним. В  связи с этим изменяется статус педагогики как гуманитарной науки, интегрирующей знания о человеке, его становлении и развитии в процессе трансляции культуры в системе учебных дисциплин  вуза статус педагогики как учебной дисциплины, которая выполняет в профессиональном образовании студентов и общекультурную, и методологическую, и общепрофессиональную, и специально–профессиональную функции.

В системе высшего педагогического образования психолого-педагогическим дисциплинам отводится особое место. Они призваны способствовать:

  • развитию у студентов диалогического мышления;
  • формированию у них системы знаний о человеке как развивающейся личности, индивидуальности, субъекте жизнедеятельности, о социально–психологических закономерностях его взаимодействия с другими людьми, о сущности, содержании и структуре образовательных процессов, об образовательных системах, их становлении, развитии, преобразовании, о культуро – и природосообразности образования и его целях, о себе как субъекте образовательной деятельности;
  • овладению обучаемым умениями строить культуро – и природосообразные образовательные процессы, способами работы с участниками образовательного процесса любого возраста и социально–психологического статуса, методами социально-адаптационными, этнопедагогики, опытом психотерапевтической работы, способами проектирования образовательных систем, опытно–экспериментальной и исследовательской работы в области образования.

 Н.Ф.Радионова полагает, что необходимо, опираясь на потребности, интересы, ориентации студентов в области высшего педагогического образования, на их представлении о педагоге, педагогической деятельности, о себе как развивающейся личности, самоопределяющемся профессионале, на опыт изучения дисциплин психолого-педагогического и общекультурного блоков, содействовать развитию педагогической культуры студентов, на основе которой может быть осуществлен многообразный жизненный выбор.

Е.С.Заир–Бек отмечает, что в процессе изучения педагогики важно научить студентов понимать смысл педагогических знаний, пользоваться ими как вспомогательными средствами для анализа и объяснения окружающей действительности, решения различных педагогических проблем.

Таким образом, сегодня педагогические дисциплины рассматриваются как важнейшее средство личностно–профессионального становления студента, способного использовать полученные в вузе знания для самостоятельного осмысления любой жизненной ситуации и основанного на этих знаниях проектирования собственной жизнедеятельности.

Современные исследователи все чаще рассматривают педагогические дисциплины в качестве системообразующего элемента в содержании педагогического образования, в качестве основы для интеграции знаний о природе, культуре, обществе, личности, которая обеспечивает целостность общепрофессиональной подготовки.

Новое понимание места и роли педагогических дисциплин в профессиональном становлении педагога обусловило поиск новых подходов к определению целей и содержания педагогики в вузе. Согласно подходу,  разрабатываемому коллективом ученых РГПУ им. А.И. Герцена, педагогика рассматривается как комплекс учебных курсов, выполняющий в образовательном процессе педагогического вуза разнообразные функции: гносеологическую, технологическую (или деятельностную), культурологическую (или проектировочную), прогностическую, интегративную. Процесс изучения педагогических дисциплин выстраивается в логике,  способствующей личностному и профессиональному развитию будущего педагога. Цели изучения педагогических дисциплин определяются, исходя из общей для всех курсов направленности на общепрофессиональную компетентность, достижение которой адекватно ценностно-смысловому содержанию конкретной дисциплины. Цели обуславливают принципы отбора содержания, среди которых исследователи выделяют общие принципы, связанные с обновлением высшего педагогического образования, и частные, отражающие специфику конкретного учебного курса. Такой подход к проектированию педагогических дисциплин, по мнению ученых,  позволяет учитывать логику многоуровневого образования и обеспечивает взаимосвязь педагогического знания с учебными курсами всех дисциплин.

Изменение целей овладения педагогическими дисциплинами, модернизация их содержания актуализировали проблему технологий обучения педагогики в вузе.

В современных исследованиях подчеркивается, что разработка технологий при изучении педагогических дисциплин требует усиления личностной ориентации обучения, углубления его гуманитарных характеристик. В этой связи все большее признание и распространение получают такие гуманитарные технологии обучения, как технологии развития критического мышления, рефлексивного, проектного обучения, совместной продуктивной деятельности, тренинг стратегий профессионального поведения и коммуникативных умений. Использование этих технологий  при изучении педагогики способствует развитию познавательной самостоятельности, критичности мышления, рефлексии, становлению адекватной самооценки, активизирует сотрудничество в коллективной работе, обмен ценностными суждениями, обеспечивает личностный рост студента.

Таким образом, за последнее время произошло расширение функций педагогических дисциплин, усилилось их взаимодействие с другими дисциплинами. Процесс изучения педагогических дисциплин в вузе ориентирован на личностное, образовательное и профессиональное развитие студента и создает предпосылки для системно-целостного восприятия и освоения педагогической действительности на основе гуманистических ценностных ориентаций личности.

С целью определения возможностей педагогических дисциплин в профессиональном становлении студентов мы обратились к анализу исследований последнего десятилетия. В ходе анализа было установлено, что педагогические дисциплины могут содействовать развитию у будущего профессионала: гуманистической направленности и ориентации на гуманистические ценности (Л.Г.Бородаева, В.Г.Коренина); способности вести диалог (Г.Г.Столяров); познавательной творческой активности (Е.В.Подбужденкова, О.Г.Сущенко.); потребности в профессиональном самоанализе, самосовершенствовании и творческом саморазвитии (В.А.Деркунская, Б.В.Рыкова, И.А.Федотова, Т.А.Яковец); способности к рефлексии (Т.В.Пономарева). Эти дисциплины могут помочь в подготовке студентов к осуществлению различных видов профессиональной педагогической деятельности: творческой деятельности  (С.Ю.Гуревич, Т.А.Фомина), инновационной деятельности (Ю.Г.Максимов, Л.С.Подымова, Л.И.Струценко), диагностической деятельности (Л.А.Байкова). В этих дисциплинах заложены возможности для актуализации образовательно-профессиональных достижений студентов (Л.П.Жуйкова), для развития у студента отношения к себе как субъекту профессионального становления (О.Е.Павозкова), для воспитания ценностного отношения к педагогическому знанию (С.В.Яковлев), для ориентации студентов на самооценку этих знаний (Г.Ф.Понкратенко), для развития умений проектировать индивидуальный образовательный маршрут (В.В.Лоренц).

Таким образом, в многочисленных современных исследованиях доказано, что педагогические дисциплины обладают богатыми возможностями в становлении будущего педагога как развивающейся личности и субъекта профессиональной деятельности, в подготовке студентов к осуществлению различных видов профессионально – педагогической деятельности.

Однако реализация выявленных возможностей требует наличия определенных педагогических условий. Проведенный анализ показал, что в большинстве исследований эти условия связаны с содержанием педагогических дисциплин, с организацией процесса их изучения, с системой взаимоотношений субъектов этого процесса, с особенностями образовательной среды. Акцентируя внимание на тех или иных условиях, исследователи единодушно отмечают необходимость рассмотрения условий в их совокупности, как взаимосвязанных и взаимообусловленных.

Говоря о содержании педагогических дисциплин как одном из условий реализации их возможностей, исследователи указывают на необходимость отражения поставленной проблемы в содержании. При этом подчеркивается, что интерес студентов к проблеме активизируется, если содержание разнообразно, актуально, опирается на их личностные и образовательные потребности, позволяет каждому обнаружить свою позицию, проявить активность. Для повышения познавательного интереса студентов предлагается включать информацию о целях предлагаемой деятельности, ее ходе, способах  реализации.

Исследователи акцентируют внимание на том, что необходимо развивать у студентов личностное отношение к знанию, которое предполагает не просто понимание и усвоение учебного материала, а его рефлексивное, исследовательское восприятие, интерпретацию и трансформацию в личностный опыт. То есть, теоретическое изучение проблемы должно опираться как на накопленный педагогической наукой опыт, так и на личностный опыт студентов.

В современных исследованиях доказано, что основными условиями повышения эффективности учебной деятельности студентов при изучении педагогических дисциплин являются:

  • опора на субъективный опыт, учет образовательных потребностей, интересов, устремлений студентов (Л.П.Жуйкова, О.Е.Павозкова, Г.Г.Столяров, Л.А.Струценко);
  • положительное эмоциональное отношение посредством реализации ситуаций успеха (З.Ф.Абросимова, Б.В.Рыкова, С.Ю.Гуревич);
  • дифференцированный и индивидуальный подходы (Л.А.Байкова, Т.В.Пономарева, О.Г.Сущенко);
  • организация группового взаимодействия (В.Н.Гришин, Т.В.Менг,
    Т.А.Стефановская);
  • создание «поля выбора» учебных заданий, видов деятельности, вариантов взаимодействия с участниками образовательного процесса (Л.Г.Бородаева, Л.П.Жуйкова, О.Е.Павозкова, Г.Г.Столяров);
  • опора на имеющиеся у студентов достижения и создание установки на возможность достижения более высоких результатов (Л.П.Жуйкова);
  • наличие обратной связи и реализация форм коллективной и индивидуальной рефлексии (Т.В.Пономарева, Г.Ф.Понкратенко, Б.В.Рыкова,
    Е.Г.Скворцова).

Следующая группа условий, на которой акцентирует внимание большинство исследователей, связана с характером отношений между преподавателями и студентами в  процессе изучения педагогических дисциплин. В результате исследований установлено, что возможности педагогических дисциплин реализуются в полной мере, если отношения между студентами и преподавателем строятся на основе диалогичности,  равноправного сотрудничества, сотворчества, взаимного уважения с учетом   актуальных личностно-значимых потребностей, как студентов, так и преподавателей. Такой тип отношений требует изменения позиции и студентов, и преподавателей в процессе изучения педагогических дисциплин. 

Доказано, что сегодня актуальным становится развитие отношений студентов к себе как к субъекту личностно-профессионального становления. Это проявляется в стремлении студента  выразить себя в разнообразной деятельности, в обращении к самоанализу процесса своего личностно-профессионального развития, принятие ответственности за свои решения, за свой выбор.

Преподаватель современного вуза выступает, во-первых, как представитель определенной культурной (педагогической) среды, носитель определенной социально-педагогической роли, во-вторых, как конкретная творческая личность, оказывающая непосредственное влияние на процесс становления студентов. В исследованиях доказано, что степень этого влияния  во многом определяется личностной референтностью педагога, его умением создать атмосферу доверительных отношений, психологической раскрепощенности и комфорта. Кроме того, от преподавателя требуются: признание индивидуальности и самоценности личности каждого студента, заинтересованность в успехах студентов в образовательном процессе, творческий подход к своему делу, умение глубоко и серьезно разбираться в новых тенденциях педагогической науки, иметь свою личностную позицию на различные инновации в сфере образования и в обществе в целом, успешность в научном поиске, яркая эмоциональность,  умение выйти за рамки официальных отношений, наличие потребности в саморазвитии и самосовершенствовании.

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz