ФОРУМ "Педагогика в современном мире" обсуждение статей здесь |
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ и ОБРАЗОВАНИЯ РФРоссийский государственный педагогический университет им. А.И. Герценапсихолого-педагогический факультеткафедра педагогики |
Интернет-Форум в рамках Всероссийской научной конференции с международным участием «Педагогика в современном мире» |
Еднералова Н. Г. Нравственно-лингвистическое программирование (НРЛП): нравственное воспитание молодежи средствами русского языкаВ настоящее время менталитет русского народа, его нравственно-психологическое состояние напрямую связаны с состоянием русского языка. Самому существованию русского языка угрожает множество факторов как лингвистического, так и экстралингвистического порядка. Экономические преобразования приводят к тому, что русская национальная культура воспринимается как периферийная, русский язык подвергается англоязычной экспансии, а в нравственно-педагогическом плане — влиянию просторечных, жаргонных и иных ненормативных факторов, напрямую зависящих от общей культуры народа и каждого отдельного носителя русского языка. Когда в исторической традиции отождествляют слова «язык» и «народ», становится очевидным, что именно язык — фактор, консолидирующий нацию и выделяющий ее среди других. Язык — концентрированное выражение национальной психологии, это способ и средство реализации мысли, фактор самосознания. Русский литературный язык как высочайшая форма национального языка, обладающая стилистическим богатством, упорядоченной нормативной лексико-грамматической базой и словарной кодифицированностью, — средство мышления и цивилизационного самосозидания. Основные причины сложившейся языковой ситуации, на наш взгляд, можно сформулировать следующим образом: социально-экономическая отсталость страны; резкая смена нравственных приоритетов; подмена духовного начала прагматическим. Власть слова над человеком вовсе не абстрактное понятие. Именно поэтому интерес к языку и речи может стать тем импульсом, который способен обеспечить возможность для молодых людей быть наследниками языковых и нравственных традиций нации. Для этого, на наш взгляд, необходимо ввести такое социально-педагогическое понятие, как нравственно-лингвистическое программирование (НРЛП – термин мой – Н.Е. Внимание! Не путать с общеизвестным НЛП – нейро-лингвистическим программированием!). НРЛП – это комплекс приемов нравственно-лингвистического и педагогического воздействия средствами родного языка, который может способствовать как созиданию, так и разрушению нравственной культуры личности. Создавая картину нравственно-речевого состояния общества, следует обратить внимание на тот факт, что в настоящее время нарушена культурно-историческая, а значит, и нравственно-педагогическая преемственность поколений. Тот, кто был воспитан в системе социалистических ценностей, чаще всего не может обратить свой опыт, в том числе языковой, на службу молодому поколению. В результате, как правило, подросток не имеет не только мотивации на грамматически правильное употребление языка, но и четкого представления о нравственных приоритетах. Более того, враждебное отношение «отцов» и «детей» обслуживается целой системой лексических и фразеологических структур, ставших факторами тотального нравственно-лингвистического программирования «нового русского» общества. Коммунисты стали именоваться коммуняками, пьяные демобилизованные хулиганы — десантурой, уголовники — братками. А ведь язык — способ духовного существования человека. Он традиционно оказывает влияние на его носителя, формирует его личность как собственно языковую, так и социально-нравственную. Преподаватель, традиционно являющийся профессионально речевой личностью, авторитетной для студентов или школьников, может осуществлять нравственно-лингвистическое программирование. Педагог, не ставший речевой личностью, т.е. незнакомый с законами конструктивного творческого взаимодействия, оказывает программирующее воздействие, способное разрушить судьбу подопечного. Один наставник, увидев неверно решенную задачу, заявляет: «Тема сложная, но ты непременно освоишь! Первый блин всегда комом!». Другой — лишь утрирует смятение студента, строго выговаривая ему, и без того растерянному и подавленному. Преподаватель должен помнить: слово непременно оказывает программирующее воздействие, если авторитет говорящего достаточно высок. Чтобы осуществлять нравственно-лингвистическое программирование, коммуникатор должен иметь особый тип языка, в котором незаметно для слушателя (собеседника) осуществлялась бы педагогическая составляющая нравственного воспитания молодежи средствами русского языка. Обращение к системе речевого воздействия на аудиторию, внимание к возможностям слова можно было бы лишь приветствовать, если бы не некоторые конкретные отрицательные факты. 1. Обилие речевых ошибок, не нарушающих действенности речи. Это дефекты орфоэпического и морфолого-синтаксического уровня, не всегда различаемые «массовым» слушателем (например, зво/ните, наше кофе). Результат — утверждающийся на подсознательном уровне вывод о порочности и рудиментарности всяких норм, а заодно — о неминуемой косности всякого, кто к ним серьезно относится: например, преподавателя. 2. Значительное количество англицизмов, латинских транслитераций и слов-аббревиатур: Интернет, секьюрити, ди-джей, ди-ви-ди, ти-ви, эр-ти-ви, Си-эн-эн, Эй-би-си и др. Подобного рода «вирусы» закрепляют представление об ущербности русскоязычной культуры, а такие слова, как эмбарго, саммит, ланч, ранчо, вилла, формируют негативное отношение к русскому языку и всему, что с ним связано. 3. Отрицательное нравственно-лингвистическое программирование состоит и в том, что, во-первых, «словами-вирусами» оказываются варваризмы, не имеющие и не вызывающие ассоциативных образов у русскоязычного человека; во-вторых, на лингвистическом уровне происходят изменения в интонировании фраз, в темпе подачи, в непрерывности. Это заимствованные манеры, чуждые русскому речевому сознанию. Синкретизация речевого потока без традиционных для полноценного диалога и сохраняемого в памяти монолога пауз, во время которых индивидуальное «Я» должно осмысливать информацию в собственном ценностном поле, — наиболее агрессивное и действенное программирующее средство. Для того чтобы осмыслить сказанное (услышанное), нужна рефлексия, а это значит, пауза, тишина. Нет паузы — нет осмысления, реакции. «Магия» слов, тем более новых, не вполне усвоенных, проявляется тогда, когда у человека нет времени на их объяснение, когда он подсознательно усваивает мысль о своей ущербности как индивида, неспособного объяснить элементарных понятий. 4. Отдельные речевые образования концентрируют интеллектуальную энергию целых текстов, письменных и устных, превращая ее в эмоциональную, ведь нравственно-лингвистическое программирование, прежде всего, осуществляется именно через эмоциональную сферу, непосредственно воздействующую на сознание личности. На наш взгляд, речевая личность — импульс на пути к выходу из кризиса, в котором оказалась русская речь. Единственным средством обучения русскому языку является сегодня коммуникативная стратегия: изучение языка через живую речь, в процессе ее и на основе живого общения. Если грамотно будет построено высказывание, то в ответ на него студент как речевая личность, умеющая отстаивать в корректном диалоге свои позиции, построит высказывание так, чтобы быть понятым, принятым, чтобы речь оказалась действенной и влиятельной. В вузовское преподавание должна прийти технология формирования языковой и речевой личности, в реализации которой первое место принадлежит преподавателю.
Фотогалерея
|