ФОРУМ "Педагогика в современном мире" обсуждение статей здесь

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ и ОБРАЗОВАНИЯ РФ
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
психолого-педагогический факультет
кафедра педагогики

Интернет-Форум в рамках  Всероссийской научной конференции с международным участием «Педагогика в современном мире»

ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В СИСТЕМЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

 

Апевалова З.В. кандидат философских наук,

доцент каф.социального менеджмента

РГПУ им. А.И.Герцена

Прокопеня Г.В., кандидат философских наук

зам.директора ГОУ СОШ № 213 Калининского района

 

В стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга в 2011–2020 гг. «Петербургская Школа 2020» четко сформулировано новое понимание образовательного учреждения как открытого образовательного пространства. Здесь впервые социализация, т.е. «усвоение человеком социального опыта в процессе образования и жизнедеятельности посредством вхождения в социальную среду, установления социальных связей, принятия ценностей различных социальных групп и общества в целом, активного воспроизводства системы общественных отношений» [1], определяется как фундаментальное понятие образовательной концепции, а развитие социально-педагогического партнёрства объявлено приоритетной сферой государственной политики.

В таком открытом образовательном пространстве – будь то университет, школа, или дошкольное образовательное учреждение, процесс обучения и воспитания выходит за границы образовательного учреждения (далее ОУ); оказывается связанным с целой сетью организаций-практиков, учреждений управления образованием, общественными организациями, другими отечественными и зарубежными ОУ. Такие инновационные виды деятельности как внедрение системы экологического менеджмента, также не могут быть реализованы вне сетевого взаимодействия со стейкхолдерами охраны окружающей среды.

Для формирования у всех субъектов образовательного процесса (учеников, студентов, слушателей, преподавателей, родителей, руководителей ОУ) нового мировоззрения в соответствии с интересами устойчивого развития необходима системная перестройка образовательного процесса на современные ориентиры. Это, в том числе: отказ от неустойчивых моделей производства и потребления, бережное отношение к окружающей среде, достижения взаимопонимания и социальной стабильности. Деятельность перечисленных субъектов системы обучения не должна замыкаться рамками ОУ, но должна насыщаться реальными, социально-значимыми делами, связанными с организацией досуга, улучшением условий труда и обучения, общественной работой, проявлением ответственности, заботы, милосердия по отношению к окружающим людям, к природе и, в конечном итоге, к будущему.

Задача открытого образовательного учреждения, в этом контексте, заключается в том, чтобы создать условия для формирования гражданской позиции у обучающихся в интересах устойчивого развития общества у всех субъектов открытого образовательного пространства:

  • для  обучающихся – через уникальную возможность получать опыт постепенного освоения законов, по которым живет окружающий мир, различных социальных ролей, межличностных отношений, и формировать у подрастающего поколения новое мировоззрение, необходимое для пересмотра взаимоотношений человека и биосферы;
  • для преподавателей – путем создания условий для беспрерывного повышения уровня профессиональной компетенции, в том числе экологической, путем включения в инновационную деятельность;
  • для родителей – предоставляя возможность изменить устоявшиеся стереотипы и включиться вместе с детьми в практическую деятельность.
  • для сетевых партнеров – возможность проведения научных и образовательных экспериментов на базе ОУ, апробации инновационных структур управления на принципах экологического менеджмента, сбыта производимой продукции и реализации услуг и т.п.

 

 

 

Рис. 1. Модель сетевого взаимодействия ОУ со стейкхолдерами охраны окружающей среды

 

Образовательные ориентиры, сформулированные в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» [2] и стратегии «Петербургская Школа 2020», новые требования к реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, обусловили необходимость создания принципиально новой программы развития для  школы № 213 с углубленным изучением английского языка Фрунзенского района Санкт-Петербурга под общим названием «Открытая Школа – Школа ответственности за будущее». В основу  программы заложена идея проектирования образовательного пространства школы как открытой системы сетевых взаимосвязей участников образовательного процесса, социального и экологического окружения, для целей формирования личности, ответственной за свое будущее и будущее своей страны, способной к самосовершенствованию и социально значимой самореализации на основе синергетического подхода к образованию (педагогике).

РГПУ им. А.И. Герцена в качестве сетевого партнера принял активное участие в формировании программы развития для школы, а впоследствии – в разработке и защите перед Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга инновационной программы внедрения системы экологического менеджмента в школе. Университет выступил инициатором создания подобных программ, в частности, потому, что современный вуз, по замыслу Министерства образования и науки РФ, должен быть не только источником высшего образования для населения, но и научно-исследовательским центром, а также должен развивать собственную инновационную инфраструктуру.

Поскольку внедрение систем экологического менеджмента в учебных учреждениях является инновационной деятельностью, то представляется необходимым вписать ее в качестве направления в инновационную инфраструктуру вуза, который занимается разработкой и реализацией подобного рода программ.

Еще одной причиной, по которой вуз включился в данную работу, явился большой опыт Герценовского университета по разработке систем экологического менеджмента для высших учебных заведений. Данная научно-исследовательская работа ведется в РГПУ им. Герцена под руководством ректора, проф. В.П. Соломина, и частично уже апробирована в вузе.

В контексте Программы развития школы с целью качественного изменения систем ресурсного обеспечения, управления и обновления содержания образования была разработана и апробирована инновационная образовательная программа «Сетевое взаимодействие школы с субъектами социально-экологической деятельности – шаг к устойчивому развитию». В результате ОУ обладает целой системой взаимосвязанных документов, обеспечивающих эффективное сетевое взаимодействие (см. рис. 2.).

 

Рис. 2. Система документов, обеспечивающих концепцию

сетевой модели образовательного учреждения

Главный тезис программы – переход к устойчивому развитию через комплекс сетевых взаимодействий и социального партнерства с организациями, которые также считают экологические проблемы в качестве приоритетных и требующих скорейшего решения – следует из основных задач, поставленных перед современной школой. В стандарте второго поколения сформированность основы экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической  деятельности в жизненных ситуациях рассматривается как результат освоения общеобразовательной программы личностью.

В требованиях к результатам освоения образовательной программы основного общего образования ФГОС прямо указывается, что образовательная программа должна обеспечить «формирование готовности обучающихся к социальному взаимодействию по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды, устойчивого развития территории, экологического здоровьесберегающего просвещения населения, профилактики употребления наркотиков и других психоактивных веществ, профилактики инфекционных заболеваний; убеждённости в выборе здорового образа жизни и вреде  употребления алкоголя и табакокурения».

Таким образом, программа «Сетевое взаимодействие школы с субъектами социально-экологической деятельности – шаг к устойчивому развитию», разработанная на реальном опыте общеобразовательной школы и вуза в контексте базовых документов российской образовательной политики, может стать действенным инструментом для планомерной подготовки и переходу общеобразовательной школы на стандарты второго поколения, а также образцом для дальнейшего проектирования развития образовательного пространства по другим  направлениям.

 

Литература

  1. Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга 2011–2020 гг. [Электронный ресурс]. Портал Петербургское образование. Режим доступа:  http://petersburgedu.ru/content/view/category/207. – Загл. с экр. – Рус. яз.
  2. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" // Сайт Министерства образования и науки РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/akt/6591. – Загл. с экрана. – Рус.яз.
  3. Князев Е.А., Дрантусова Н.В. Сети в профессиональном образовании // Университетское управление. - № 5. – 2010. – С. 24-31
  4. Лобок А.М. Возможное сетевое взаимодействие инновационных школ //Школьные технологии. - № 1. – 2008. – С. 49-59
  5. Лупанов В.Н. Сетевая модель управления университетом в условиях глобализации и регионализации образования // Университетское управление: практика и анализ. – № 2. – 2009. – С. 63-68
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz