ФОРУМ "Педагогика в современном мире" обсуждение статей здесь |
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ и ОБРАЗОВАНИЯ РФРоссийский государственный педагогический университет им. А.И. Герценапсихолого-педагогический факультеткафедра педагогики |
Интернет-Форум в рамках Всероссийской научной конференции с международным участием «Педагогика в современном мире» |
ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В СИСТЕМЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Апевалова З.В. кандидат философских наук, доцент каф.социального менеджмента РГПУ им. А.И.Герцена Прокопеня Г.В., кандидат философских наук зам.директора ГОУ СОШ № 213 Калининского района
В стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга в 2011–2020 гг. «Петербургская Школа 2020» четко сформулировано новое понимание образовательного учреждения как открытого образовательного пространства. Здесь впервые социализация, т.е. «усвоение человеком социального опыта в процессе образования и жизнедеятельности посредством вхождения в социальную среду, установления социальных связей, принятия ценностей различных социальных групп и общества в целом, активного воспроизводства системы общественных отношений» [1], определяется как фундаментальное понятие образовательной концепции, а развитие социально-педагогического партнёрства объявлено приоритетной сферой государственной политики. В таком открытом образовательном пространстве – будь то университет, школа, или дошкольное образовательное учреждение, процесс обучения и воспитания выходит за границы образовательного учреждения (далее ОУ); оказывается связанным с целой сетью организаций-практиков, учреждений управления образованием, общественными организациями, другими отечественными и зарубежными ОУ. Такие инновационные виды деятельности как внедрение системы экологического менеджмента, также не могут быть реализованы вне сетевого взаимодействия со стейкхолдерами охраны окружающей среды. Для формирования у всех субъектов образовательного процесса (учеников, студентов, слушателей, преподавателей, родителей, руководителей ОУ) нового мировоззрения в соответствии с интересами устойчивого развития необходима системная перестройка образовательного процесса на современные ориентиры. Это, в том числе: отказ от неустойчивых моделей производства и потребления, бережное отношение к окружающей среде, достижения взаимопонимания и социальной стабильности. Деятельность перечисленных субъектов системы обучения не должна замыкаться рамками ОУ, но должна насыщаться реальными, социально-значимыми делами, связанными с организацией досуга, улучшением условий труда и обучения, общественной работой, проявлением ответственности, заботы, милосердия по отношению к окружающим людям, к природе и, в конечном итоге, к будущему. Задача открытого образовательного учреждения, в этом контексте, заключается в том, чтобы создать условия для формирования гражданской позиции у обучающихся в интересах устойчивого развития общества у всех субъектов открытого образовательного пространства:
Рис. 1. Модель сетевого взаимодействия ОУ со стейкхолдерами охраны окружающей среды
Образовательные ориентиры, сформулированные в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» [2] и стратегии «Петербургская Школа 2020», новые требования к реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, обусловили необходимость создания принципиально новой программы развития для школы № 213 с углубленным изучением английского языка Фрунзенского района Санкт-Петербурга под общим названием «Открытая Школа – Школа ответственности за будущее». В основу программы заложена идея проектирования образовательного пространства школы как открытой системы сетевых взаимосвязей участников образовательного процесса, социального и экологического окружения, для целей формирования личности, ответственной за свое будущее и будущее своей страны, способной к самосовершенствованию и социально значимой самореализации на основе синергетического подхода к образованию (педагогике). РГПУ им. А.И. Герцена в качестве сетевого партнера принял активное участие в формировании программы развития для школы, а впоследствии – в разработке и защите перед Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга инновационной программы внедрения системы экологического менеджмента в школе. Университет выступил инициатором создания подобных программ, в частности, потому, что современный вуз, по замыслу Министерства образования и науки РФ, должен быть не только источником высшего образования для населения, но и научно-исследовательским центром, а также должен развивать собственную инновационную инфраструктуру. Поскольку внедрение систем экологического менеджмента в учебных учреждениях является инновационной деятельностью, то представляется необходимым вписать ее в качестве направления в инновационную инфраструктуру вуза, который занимается разработкой и реализацией подобного рода программ. Еще одной причиной, по которой вуз включился в данную работу, явился большой опыт Герценовского университета по разработке систем экологического менеджмента для высших учебных заведений. Данная научно-исследовательская работа ведется в РГПУ им. Герцена под руководством ректора, проф. В.П. Соломина, и частично уже апробирована в вузе. В контексте Программы развития школы с целью качественного изменения систем ресурсного обеспечения, управления и обновления содержания образования была разработана и апробирована инновационная образовательная программа «Сетевое взаимодействие школы с субъектами социально-экологической деятельности – шаг к устойчивому развитию». В результате ОУ обладает целой системой взаимосвязанных документов, обеспечивающих эффективное сетевое взаимодействие (см. рис. 2.).
Рис. 2. Система документов, обеспечивающих концепцию сетевой модели образовательного учреждения Главный тезис программы – переход к устойчивому развитию через комплекс сетевых взаимодействий и социального партнерства с организациями, которые также считают экологические проблемы в качестве приоритетных и требующих скорейшего решения – следует из основных задач, поставленных перед современной школой. В стандарте второго поколения сформированность основы экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях рассматривается как результат освоения общеобразовательной программы личностью. В требованиях к результатам освоения образовательной программы основного общего образования ФГОС прямо указывается, что образовательная программа должна обеспечить «формирование готовности обучающихся к социальному взаимодействию по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды, устойчивого развития территории, экологического здоровьесберегающего просвещения населения, профилактики употребления наркотиков и других психоактивных веществ, профилактики инфекционных заболеваний; убеждённости в выборе здорового образа жизни и вреде употребления алкоголя и табакокурения». Таким образом, программа «Сетевое взаимодействие школы с субъектами социально-экологической деятельности – шаг к устойчивому развитию», разработанная на реальном опыте общеобразовательной школы и вуза в контексте базовых документов российской образовательной политики, может стать действенным инструментом для планомерной подготовки и переходу общеобразовательной школы на стандарты второго поколения, а также образцом для дальнейшего проектирования развития образовательного пространства по другим направлениям.
Литература
Фотогалерея
|