ФОРУМ "Педагогика в современном мире" обсуждение статей здесь |
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ и ОБРАЗОВАНИЯ РФРоссийский государственный педагогический университет им. А.И. Герценапсихолого-педагогический факультеткафедра педагогики |
Интернет-Форум в рамках Всероссийской научной конференции с международным участием «Педагогика в современном мире» |
Пусвацет В.С. Опыт взаимодействия Института (Кафедры) педагогики с другими институтами в подготовке педагогических кадров в Германии
Одним из приоритетных направлений современного университета является гуманизация образования. Гуманизация образования в вышей школе ориентирована на проблемно-аналитическую систему обучения, на преодоление разрыва между гуманитарными и негуманитарными дисциплинами и узкой специализацией. Развитие данных ориентиров не возможно без взаимодействия между институтами, кафедрами, лабораториями и самими преподавателями. В данной статье рассматривается опыт взаимодействия кафедры педагогики Потсдамского университета с другими кафедрами в подготовки педагогических кадров. Взаимодействия и совместная работа кафедры педагогики с другими кафедрами обуславливается, в первую очередь, организацией обучения. Подготовка будущих учителей к педагогической деятельности осуществляется на основе модели воспитательно-научного образования. Потсдамская модель воспитательно-научного образования в подготовке педагогических кадров состоит из базовой и основной учебной деятельности и структурирована в модули, которые функционально определены временной последовательностью, практиками и академическими ассортиментами. Воспитательно-научное образование студентов начинается с 1-го или со 2-го семестра, модули рассчитаны на одни либо два семестра. Учебная программа воспитательно-научного образования имеет следующие модули: Модуль 1: Введение в профессиональную деятельность учителя. Модуль 2: Педагогические научные основы. Модуль 3: Профессионально-научное расширение компетенции, профиль профессионально-исследовательской деятельности. Модель включают занятия: по педагогике, психологии, социальным наукам и школьному праву (школьному управлению). В данной модели участвуют Институт (кафедра) педагогики, институт (кафедра) психологии, институт (кафедра) социальных наук. В Потсдамской воспитательно-научной модели каждый модуль завершается практикой. Согласно государственному предписанию, педагогическая практика (Школьное практическое обучение) в университете ориентирует студентов на работу в школах, а также помогает им получить практический опыт и оценить «личную пригодность» к профессии учителя. Практика, то есть посещение занятий в школах, находится в тесной связи с учебными занятиями по педагогике или методике и включает виды:
Организация и разработка содержания педагогической практики находится в компетенции университетов, а земельные законы «Образования преподавателя» обозначают только основные инструкции по ее организации, и затрагивают вопросы об участии в практике школ. Педагогическая практика состоит из двух основных составляющих:
Воспитательно-научная практика реализуется в рамках Потсдамской модели воспитательно-научного образования, где, согласно программе, каждый модуль включает определенный вид практики. Итак, научно-воспитательная практика делится на три типа практик:
Практика ориентации и внедрения проводится после первого или второго семестра в свободное от лекций время - минимум 3 недели или как школьное практическое мероприятие, включающее промежуточные итоги составных частей в пределах Интегрированного вступительного семестра. Данный вид практики входит в обязанность института педагогики и соответственно кафедры школьной педагогики. Доступом к практике ориентации и внедрения является сертификат об успешном участии на занятиях «Введение в школьную педагогику». Ориентационная практика включает экскурсии в особые (коррекционные) школы, в различные образовательные учреждения, а также практику в одной из школ, где студент сотрудничает с учителями и учениками, участвуя в воспитательной и научной работе школы, знакомится с профессиональными требованиями, что дает возможность ему приобретать и отражать собственный школьный опыт. Итогом работы является письменный отчет о проделанной работе, где руководитель определяет основные позиции и выставляет зачет. Практика в психолого-педагогических полях действия, как правило, проводится от 2 до 4 семестра. Проведение практики входит в обязанность воспитательно-научных институтов. Доступом к практике является сертификат об успешном участии на занятиях «Дидактика общей педагогики». Практику студенты проходят в учреждениях общественной и свободной борьбы с безнадзорностью, в воспитательной области школ, во внешкольной образовательной области, а также в соответствующих воспитательно-научных исследовательских проектах. Сотрудничая с детскими и молодежными группами, студенты должны познакомиться с различными социальными полями образования. Данная практика предполагает работу с документами учреждений, разработку и проведение воспитательных мероприятий, участие в научно-воспитательных проектах школы. Итогом работы является письменный отчет о проделанной работе, где руководитель определяет основные позиции и выставляет зачет. Психолого-диагностическая практика проводится в 3 или в 5 семестре продолжительностью минимум 1 неделя и находится в компетенции Институтов психологии. Допуск к практике – сертификат об успешном участии на занятиях «Психолого-педагогическая диагностика». Практику будущие педагоги проходят в школе под руководством научного руководителя. На этой практике студенты знакомятся с дифференцированными психологическими постановками вопроса. Они проводят диагностику при помощи психолого-диагностических методов и подготавливаются к оценке от учеников. Итогом работы является сдача мини-исследовательской работы. Преподавателем выставляется оценка. Отраслевая дидактическая практика находится в компетенции отраслевых дидактик, состоит из двух составляющих:
Отраслевые дидактические практики дня (школьные практические упражнения) проводятся в каждом учебном предмете с подводящими итоги мероприятиями. Практики занятия студенты проходят как четырехнедельные практики по каждому предмету из двух (к преподаванию которых он готовится) или как 6-недельную практику по обоим предметам в свободное от лекций время. Прохождение каждого компонента школьного практического изучения должно подтверждаться получением зачета или отметки. Практика проводится совместно преподавателями университета и учителями школы, ее можно пройти и в другой земле, и заграницей. И так, педагогическая практика разрабатывается и проводится в тесном сотрудничестве Институтов педагогики, социальной работы и психологии, кафедрами методики преподавания отдельных дисциплин и учителями. Таким образом, Институт педагогики в Потсдамском университете разрабатывает и приводит педагогическую подготовку во взаимодействие и тесном сотрудничестве с Институтом психологии, институтом социальных наук, кафедрами преподавания отдельных дисциплин, учителями школ и педагогическим работниками учреждениями социальных полей действия.
Фотогалерея
|