ФОРУМ "Педагогика в современном мире" обсуждение статей здесь

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ и ОБРАЗОВАНИЯ РФ
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
психолого-педагогический факультет
кафедра педагогики

Интернет-Форум в рамках  Всероссийской научной конференции с международным участием «Педагогика в современном мире»

                                             И.С.Батракова, д.п.н., проф. каф. педагогики

                                                                                 РГПУ им. А.И.Герцена

 

Особенности организации научно-исследовательской деятельности магистрантов кафедры педагогики

   В Федеральном государственном образовательном стандарте указывается, что в соответствии с задачами профессиональной деятельности и целями основной образовательной программы магистр должен обладать определенным набором профессиональных компетенций, среди которых особенно выделяются профессиональные компетенции в области научно-исследовательской деятельности (4). Новый стандарт также обязывает обеспечить магистранту реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных маршрутов с учетом специфики магистерской программы. 

  На кафедре педагогики  накоплен определенный опыт организации научно-исследовательской деятельности магистранта. Остановимся кратко на описании этого опыта.

  1. Успешное освоение дисциплин общенаучного цикла - «Современные проблемы науки и образования» (Писарева С.А.), «Методы и методология научного исследования» (Вершинина Н.А),  «Информационные технологии в профессиональной деятельности» ( Ахаян А.А.).   

  Для этого блока характерно: активное  включение студентов в выполнение заданий, связанных с построением проблемного поля современных педагогических исследований в логике образовательной магистерской программы на основании анализа публикаций и   матрицы актуальных проблем практики отечественного  образования; работа с кейсами «Взаимосвязь науки и практики», «Лучшие образовательные практики», «Инновационная педагогическая практика», материалы к которым подбираются с учетом области профессиональной деятельности магистрантов; подготовка и участие в учебной конференции по результатам микроисследований студенческих коллективов магистерских программ.

        Такая организация процесса освоения  дисциплин общенаучного цикла способствует обеспечению  продвижения магистранта к  успешной, результативной  научно-исследовательской  деятельности.  

        2.Продуктивное применение технологии организации научно-исследовательской деятельности.

        Использование этих технологий   направлено на развитие  у магистрантов навыков командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений;  формирование лидерских качеств. Это возможно через включение студентов в научные  семинары, проводимые в диалоговом режиме;  в работу  мастерских и мастер-классов, проводимых учеными кафедры педагогики; в деловые и ролевые игры, тренинги; в разбор конкретных ситуаций профессиональной деятельности на основе кейс-метода; в проведение  научно-практических  конференций (видеоконференций)  и др.    Важное  место занимает проведение научно-исследовательских семинаров, как  формы сквозной организации деятельности магистрантов в течение всего времени обучения, обеспечивающей условия для формирования исследовательских компетенций (выработка у магистрантов навыков научной дискуссии и презентации исследовательских результатов; обеспечение обсуждения результатов научно-исследовательской работы магистранта с привлечением работодателей и ведущих исследователей для оценки уровня приобретенных знаний, умений, сформированных компетенций и др.). Такой семинар  по своему назначению связан, прежде всего,  с общенаучным и  профессиональным циклами.

        3.Ориентация на интересы и потребности магистрантов при организации научно-исследовательской деятельности.

        Как показывают исследования, проводимые на кафедре педагогики (Боровик Л.К., Соляников Ю.В., Лебедева Л.И., Наумова Л.К. Пискунова Е.В. и др.) продуктивность организации научно-исследовательской деятельности магистрантов во многом зависит от внутренней потребности студента в исследовательской деятельности, от личностного и профессионального интереса к выполняемому исследованию, определенного исследовательского опыта. Кроме того, студенты приобретают ценностный опыт, связанный с нормами, интересами, предпочтениями; опыт рефлексии; опыт сотрудничества, складывающийся при взаимодействии с другими участниками исследовательской деятельности.

        4. Изменение профессиональной роли преподавателя при организации научно-исследовательской работы.

Преподаватель выступает, как  модератор, партнер, координатор,  наставник группы магистрантов. Он осуществляет инструктаж по содержанию и алгоритму выполнения заданий; проводит  консультации (индивидуальные и групповые) при разработке планов и программы выполнения  заданий; оказывает индивидуальную педагогическую поддержку магистранта в его самостоятельной работе. Он выступает в роли консультанта, задача которого - оказать помощь студенту в решении проблемных ситуаций, но  по инициативе самого студента.

Такой подход  позволяет преподавателю  обеспечить  потребность студента в консультирование;  «ощущение» ответственности,  как за себя самого, так и за результат своей деятельности; способность принимать самостоятельные решения. Сердцевиной такого консультирования является рефлексивное взаимодействие между консультантом и  студентом,  построенное на ценностной основе. Для реализации успешного консультирования    необходимо максимальное уважение и интерес к проблеме, которую стремится решить магистрант;  принятие консультируемого, позитивное отношение к нему во время консультации; возможность выбора им стратегии разрешения проблемы в процессе взаимодействия; открытость опыта преподавателя опыту студента; разрешение проблемной ситуации с опорой на самоактуализирующуюся тенденцию студента (К.Роджерсом ).

        Именно процессное консультирование (консультирование по процессу) предполагает организацию  командной работы  для совместного решения проблем,  формулирования исследовательских задач;  разработки  путей  их решения.  В процессе взаимодействия преподаватель выясняет ожидания студентов,  обозначает  разнообразные  подходы к решению проблем, предоставляет выбор стратегии каждому магистрату. В этом случае консультирование  носит прогностический и опережающий характер и   обеспечивает условия для успешного развития профессиональной компетентности магистрантов.

        5. Особенности организации научно-исследовательской  практики.

        Особое место в  научно-исследовательской деятельности магистрантов занимает организация научно-исследовательской  практики. Остановимся  на некоторых аспектах построения программы практики в контексте нового стандарта.

        В настоящее время на кафедре педагогики РГПУ им. А.И.Герцена реализуется одиннадцать программ. В 2011 году  было принято 92 студента. При этом  более 70% из них - это специалисты с определенным профессиональным опытом  в области образования. Данный факт предъявляет   особые требования к  профессиональной деятельности директоров магистерских программ, академических консультантов, преподавателей.

        На кафедре педагогики четко определены функции директора и академических консультантов, что позволяет оперативно принимать согласованные решения по продуктивной организации процесса обучения магистрантов (корректировка учебных планов, программ  производственных практик, программ учебных дисциплин и т.д.); оказывать педагогическую поддержку студентам;  сопровождать успешную реализацию магистерских программ;   координировать работу всех преподавателей, работающих в рамках образовательной программы.

         Для успешной организации образовательного процесса директорами магистерских программ были  согласованы сроки проведения всех видов практик и научно-исследовательской работы (магистранты всех программ одновременно уходят на практику), разработана  программа научно-исследовательской  практики, включающая инвариантную и вариативную части, которая  отражала специфику каждой магистерской программы. В качестве примера рассмотрим программу научно-исследовательской  практики магистратуры «Образование взрослых».

         Научно-исследовательская практика проводится в течение  6  недель во втором семестре и  на нее отводится 9 кредитов.  Цель и ожидаемые результаты производственной практики: обеспечить формирование компетенций магистрантов в области научного исследования актуальных проблем образования взрослых.

Формирование компетенций:

  • готов использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач (ОК-2);
  • готов осуществлять профессиональную коммуникацию на государственном (русском) и иностранном языках (ОПК-1);
  • готов использовать современные технологии диагностики и оценивания качества образовательного процесса (ПК-2);
  • способен анализировать результаты научных исследований  и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач (ПК-5).

Для достижения поставленной цели необходимо, чтобы студенты  

Знали:

  • историю и современную методологию образования и педагогики
  • научные основы теории и практики образования взрослых;
  • научные основы организации и управления процессами образования взрослых, соответствующие документы и стратегию, связанную с данными процессами;
  • инновационные процессы в современном образовании взрослых;
  • особенности процессов познания, мотивации в учебе в разные периоды жизни взрослых;

Умели:

  •  оперировать основными теоретическими знаниями в профессиональной области и собственном образовании;
  •  анализировать различные теоретические подходы на основе рефлексивных процессов.
  •  использовать ресурсные информационные базы при решении задач мониторинга процессе образования взрослых
  •  применять методы математического моделирования и статистической обработки при решении профессиональных задач способность
  •  анализировать, интерпретировать и представлять результаты исследований при решении образовательных задач в условиях модернизации непрерывного профессионального образования;
  •  вести научную дискуссию.

Владели:

  • способами анализа отбора и анализа  современных научных источников информации, необходимых для осмысления взаимосвязей внутри андрагогики и смежных с ней наук.
  • современными технологиями поиска, обработки и представления информации.
  • современными методами построения научного исследования в педагогической области педагогики
  • навыками проектирования и реализации  моделей образования взрослых (разные целевые группы) в учреждениях дополнительного профессионального образования.
  • навыками создания научного текста с учетом его формальных и содержательных характеристик по результатам самостоятельного исследования проблем  образования взрослых.
  • навыками публичных выступлений, научной дискуссии и презентации  результатов научно-исследовательской работы.

        Содержание инвариантных заданий, выполняемых магистрантами  в ходе производственной практики,  представлено в таблице 1.

Таблица 1. Содержание инвариантных заданий

№ п/п

Формулировка задания

Форма отчетности

Формируемые компетенции

 

1.

выбор и обоснование актуальной проблемы исследования

 

ОК-2

 

2.

работа с информационными, справочными, реферативными изданиями по проблеме

Картотека литературных источников по теме магистерской

ПК -5

 

 3

выявление электронных ресурсов по проблеме исследования

Картотека электронных ресурсов по исследуемой проблеме

ПК -5

 

4.

изучение научных методик, используемых при подготовке диссертационных исследований по исследуемой проблеме

описание научных методик

ПК -5

 

5.

реферирование научных публикаций по проблематике.

Обзорный реферат по проблеме исследования

ПК -5

6.

подготовка научной статьи

 Статья

ПК -5

 

7.

 

подготовка отчета о научно-исследовательской практике (обоснование актуальности проблемы исследования, ее научной разработанности; определение цели и задач исследования, его теоретических и методологических основ) и  тезисов выступления

 

Отчет и выступление на научно-практической конференции

ОПК -1

 

        Содержание вариативных заданий, выполняемых в ходе производственной практики,  представлено  в таблице  2.

Таблица 2. Содержание вариативных заданий

№ п/п

Формулировка задания

Форма отчетности

Формируемые компетенции

1.

Сбор эмпирических материалов по исследуемой проблеме, их анализ и обработка, оценка и интерпретация результатов

Эмпирические материалы

ПК-2

2.

Оценка продуктивности образовательного учреждения с позиции исследуемой проблемы  в сфере образования взрослых

Анализ деятельности образовательного учреждения

ПК-5

   3.

Разработка программы диагностического исследования по проблеме образования взрослых

Программа диагностического исследования

ПК-2

   4.

Проведение диагностики, по проблеме исследования, качественная и математико-статистическая обработка полученного экспериментального материала

Отчет о диагностическом исследовании

ПК-2

 

      Особенности организации практики заключаются в определении функциональных обязанностей руководителя научно-исследовательской практики, среди которых: организация взаимодействия с учреждениями, на базе которых проводится НИП; составление индивидуальных заданий для магистрантов; контроль выполнения заданий магистрантами; консультация магистрантов по вопросам выполнения индивидуальных заданий; организация итоговой конференции по НИП; оформление отчетных документов по итогам НИП.

        Содержание итоговой аттестации по результатам производственной практики может быть представлено отзывом работодателя; письменным отчетом магистранта; статьей научно-исследовательского характера; устным выступлением на конференции.

        В заключение статьи необходимо отметить, что представленный опыт по  организации научно-исследовательской деятельности магистратов – это отражение успешной деятельности  команды единомышленников (директоров магистерских программ, преподавателей, академических консультантов),  усилия которых  направлены на развитие профессиональной компетентности магистрантов. 

 

        Список используемой литературы

1.Магистратура по направлению «Педагогика»: научно-исследовательская и научно-педагогическая практики /Составитель Е.Н.Глубокова -  СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009.

2.Модернизация современного университетского образования/Под ред. Бордовского Г.А., Гончарова С.А. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008.

3.Педагогическое образование в переходный период: результаты исследований 2010 года: Сборник статей по материалам внутривузовской научной конференции, 2 марта 2011 года. – СПб: Изд-во «Лема», 2011.

4.Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Педагогическое образование» Квалификация (степень) магистр.

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz