ФОРУМ "Педагогика в современном мире" обсуждение статей здесь |
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ и ОБРАЗОВАНИЯ РФРоссийский государственный педагогический университет им. А.И. Герценапсихолого-педагогический факультеткафедра педагогики |
Интернет-Форум в рамках Всероссийской научной конференции с международным участием «Педагогика в современном мире» |
И.С.Батракова, д.п.н., проф. каф. педагогики РГПУ им. А.И.Герцена
Особенности организации научно-исследовательской деятельности магистрантов кафедры педагогики В Федеральном государственном образовательном стандарте указывается, что в соответствии с задачами профессиональной деятельности и целями основной образовательной программы магистр должен обладать определенным набором профессиональных компетенций, среди которых особенно выделяются профессиональные компетенции в области научно-исследовательской деятельности (4). Новый стандарт также обязывает обеспечить магистранту реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных маршрутов с учетом специфики магистерской программы. На кафедре педагогики накоплен определенный опыт организации научно-исследовательской деятельности магистранта. Остановимся кратко на описании этого опыта. 1. Успешное освоение дисциплин общенаучного цикла - «Современные проблемы науки и образования» (Писарева С.А.), «Методы и методология научного исследования» (Вершинина Н.А), «Информационные технологии в профессиональной деятельности» ( Ахаян А.А.). Для этого блока характерно: активное включение студентов в выполнение заданий, связанных с построением проблемного поля современных педагогических исследований в логике образовательной магистерской программы на основании анализа публикаций и матрицы актуальных проблем практики отечественного образования; работа с кейсами «Взаимосвязь науки и практики», «Лучшие образовательные практики», «Инновационная педагогическая практика», материалы к которым подбираются с учетом области профессиональной деятельности магистрантов; подготовка и участие в учебной конференции по результатам микроисследований студенческих коллективов магистерских программ. Такая организация процесса освоения дисциплин общенаучного цикла способствует обеспечению продвижения магистранта к успешной, результативной научно-исследовательской деятельности. 2.Продуктивное применение технологии организации научно-исследовательской деятельности. Использование этих технологий направлено на развитие у магистрантов навыков командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений; формирование лидерских качеств. Это возможно через включение студентов в научные семинары, проводимые в диалоговом режиме; в работу мастерских и мастер-классов, проводимых учеными кафедры педагогики; в деловые и ролевые игры, тренинги; в разбор конкретных ситуаций профессиональной деятельности на основе кейс-метода; в проведение научно-практических конференций (видеоконференций) и др. Важное место занимает проведение научно-исследовательских семинаров, как формы сквозной организации деятельности магистрантов в течение всего времени обучения, обеспечивающей условия для формирования исследовательских компетенций (выработка у магистрантов навыков научной дискуссии и презентации исследовательских результатов; обеспечение обсуждения результатов научно-исследовательской работы магистранта с привлечением работодателей и ведущих исследователей для оценки уровня приобретенных знаний, умений, сформированных компетенций и др.). Такой семинар по своему назначению связан, прежде всего, с общенаучным и профессиональным циклами. 3.Ориентация на интересы и потребности магистрантов при организации научно-исследовательской деятельности. Как показывают исследования, проводимые на кафедре педагогики (Боровик Л.К., Соляников Ю.В., Лебедева Л.И., Наумова Л.К. Пискунова Е.В. и др.) продуктивность организации научно-исследовательской деятельности магистрантов во многом зависит от внутренней потребности студента в исследовательской деятельности, от личностного и профессионального интереса к выполняемому исследованию, определенного исследовательского опыта. Кроме того, студенты приобретают ценностный опыт, связанный с нормами, интересами, предпочтениями; опыт рефлексии; опыт сотрудничества, складывающийся при взаимодействии с другими участниками исследовательской деятельности. 4. Изменение профессиональной роли преподавателя при организации научно-исследовательской работы. Преподаватель выступает, как модератор, партнер, координатор, наставник группы магистрантов. Он осуществляет инструктаж по содержанию и алгоритму выполнения заданий; проводит консультации (индивидуальные и групповые) при разработке планов и программы выполнения заданий; оказывает индивидуальную педагогическую поддержку магистранта в его самостоятельной работе. Он выступает в роли консультанта, задача которого - оказать помощь студенту в решении проблемных ситуаций, но по инициативе самого студента. Такой подход позволяет преподавателю обеспечить потребность студента в консультирование; «ощущение» ответственности, как за себя самого, так и за результат своей деятельности; способность принимать самостоятельные решения. Сердцевиной такого консультирования является рефлексивное взаимодействие между консультантом и студентом, построенное на ценностной основе. Для реализации успешного консультирования необходимо максимальное уважение и интерес к проблеме, которую стремится решить магистрант; принятие консультируемого, позитивное отношение к нему во время консультации; возможность выбора им стратегии разрешения проблемы в процессе взаимодействия; открытость опыта преподавателя опыту студента; разрешение проблемной ситуации с опорой на самоактуализирующуюся тенденцию студента (К.Роджерсом ). Именно процессное консультирование (консультирование по процессу) предполагает организацию командной работы для совместного решения проблем, формулирования исследовательских задач; разработки путей их решения. В процессе взаимодействия преподаватель выясняет ожидания студентов, обозначает разнообразные подходы к решению проблем, предоставляет выбор стратегии каждому магистрату. В этом случае консультирование носит прогностический и опережающий характер и обеспечивает условия для успешного развития профессиональной компетентности магистрантов. 5. Особенности организации научно-исследовательской практики. Особое место в научно-исследовательской деятельности магистрантов занимает организация научно-исследовательской практики. Остановимся на некоторых аспектах построения программы практики в контексте нового стандарта. В настоящее время на кафедре педагогики РГПУ им. А.И.Герцена реализуется одиннадцать программ. В 2011 году было принято 92 студента. При этом более 70% из них - это специалисты с определенным профессиональным опытом в области образования. Данный факт предъявляет особые требования к профессиональной деятельности директоров магистерских программ, академических консультантов, преподавателей. На кафедре педагогики четко определены функции директора и академических консультантов, что позволяет оперативно принимать согласованные решения по продуктивной организации процесса обучения магистрантов (корректировка учебных планов, программ производственных практик, программ учебных дисциплин и т.д.); оказывать педагогическую поддержку студентам; сопровождать успешную реализацию магистерских программ; координировать работу всех преподавателей, работающих в рамках образовательной программы. Для успешной организации образовательного процесса директорами магистерских программ были согласованы сроки проведения всех видов практик и научно-исследовательской работы (магистранты всех программ одновременно уходят на практику), разработана программа научно-исследовательской практики, включающая инвариантную и вариативную части, которая отражала специфику каждой магистерской программы. В качестве примера рассмотрим программу научно-исследовательской практики магистратуры «Образование взрослых». Научно-исследовательская практика проводится в течение 6 недель во втором семестре и на нее отводится 9 кредитов. Цель и ожидаемые результаты производственной практики: обеспечить формирование компетенций магистрантов в области научного исследования актуальных проблем образования взрослых. Формирование компетенций:
Для достижения поставленной цели необходимо, чтобы студенты Знали:
Умели:
Владели:
Содержание инвариантных заданий, выполняемых магистрантами в ходе производственной практики, представлено в таблице 1. Таблица 1. Содержание инвариантных заданий
Содержание вариативных заданий, выполняемых в ходе производственной практики, представлено в таблице 2. Таблица 2. Содержание вариативных заданий
Особенности организации практики заключаются в определении функциональных обязанностей руководителя научно-исследовательской практики, среди которых: организация взаимодействия с учреждениями, на базе которых проводится НИП; составление индивидуальных заданий для магистрантов; контроль выполнения заданий магистрантами; консультация магистрантов по вопросам выполнения индивидуальных заданий; организация итоговой конференции по НИП; оформление отчетных документов по итогам НИП. Содержание итоговой аттестации по результатам производственной практики может быть представлено отзывом работодателя; письменным отчетом магистранта; статьей научно-исследовательского характера; устным выступлением на конференции. В заключение статьи необходимо отметить, что представленный опыт по организации научно-исследовательской деятельности магистратов – это отражение успешной деятельности команды единомышленников (директоров магистерских программ, преподавателей, академических консультантов), усилия которых направлены на развитие профессиональной компетентности магистрантов.
Список используемой литературы 1.Магистратура по направлению «Педагогика»: научно-исследовательская и научно-педагогическая практики /Составитель Е.Н.Глубокова - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. 2.Модернизация современного университетского образования/Под ред. Бордовского Г.А., Гончарова С.А. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. 3.Педагогическое образование в переходный период: результаты исследований 2010 года: Сборник статей по материалам внутривузовской научной конференции, 2 марта 2011 года. – СПб: Изд-во «Лема», 2011. 4.Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Педагогическое образование» Квалификация (степень) магистр. Фотогалерея
|