ФОРУМ "Педагогика в современном мире" обсуждение статей здесь

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ и ОБРАЗОВАНИЯ РФ
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
психолого-педагогический факультет
кафедра педагогики

Интернет-Форум в рамках  Всероссийской научной конференции с международным участием «Педагогика в современном мире»

Г. П. Трофимова

Проектируемое и реализуемое содержание учебной дисциплины «Педагогика» при освоении стандарта нового поколения.

 

Необходимость разделения содержания образования на проектируемое и реализуемое вызвана  особенностями  педагогической  науки. Специфика научного статуса педагогики состоит в том, что она представляет собой область деятельности, в которой совмещаются, во-первых, функция исследования реально протекающего процесса обучения и воспитания, во-вторых, функция создания (проектирования) систем обучения и воспитания. Проекти́рование — процесс создания проекта, прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта. Если объектом проектирования становится содержание образования, то надо понимать, что оно существует только в нашем представлении, не реализовано в действительности. Проектируемое содержание имеет материализованные формы  проектов: стандарты, учебные планы, программы, учебники. Реальные формы существования содержания образования рождаются в процессе обучения и неотделимы от него.  

 Разделение содержания образования на уровни  является частью культурологической концепции содержания образования, разработанной В. В. Краевским и И. Я. Лернером [1]. Разделение процесса проектирования содержания на три уровня (теоретического представления, учебного  предмета и учебного материала), а  процесса реализации проекта на два уровня ( учебного процесса и личностный) помогает рассмотреть построение содержания любого учебного предмета.

 На теоретическом уровне содержания образования необходимо описать состав, структуру и функции социального опыта в его педагогической трактовке.  Содержание образования понимается как система, состоящая из опыта познавательной деятельности ( в форме знаний), опыта известных способов деятельности (в форме репродуктивных умений), опыта творческой деятельности ( в форме креативных умений), опыта эмоционально-ценностных отношений. В общем виде определяется чему нужно и возможно обучить студентов в курсе «Педагогика».  

 Знания в структуре содержания «Педагогики» как учебного предмета создают образ педагогической реальности, опираясь на который, педагог выстраивает решение конкретной  задачи. «Педагогическое знание даже самого высокого качества дает не «руководство к действию», а образ, ориентировочнаую основу мышления и поведения» [ 3: 33].

Научное педагогическое знание представлено в виде понятий, теорий, концепций, технологий, систем.  «После своего оформления, концептуализации когда-то бывшее живое знание может окостеневать, закрываться, становиться мертвым, «классическим», что вовсе не означает, что оно бесполезно. Некоторые люди посвящают свою жизнь классическому знанию, открывают его, снова делают живым»  [1:  44].     Знания     может «оживить» только человек. В. П. Зинченко, обращаясь к понятию «живое знание» раскрывает его содержание и виды, называя возможность с помощью знания узнавания человеком самого себя главным достоинством «живого знания».   Педагогическое знание,    представленное    студентам в виде развивающейся открытой системы, дающее возможность такого узнавания увлекает студента. По мнению В. П.  Зинченко, именно «соцветие знаний – путь к компетентности».    

  Исследователи предлагают следующую трактовку понятия «профессиональная компетентность выпускника вуза». «Это интегральная характеристика личности, определяющая способность решать типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей» [4: 97].    В таком понимании «компетентность» не противоречит понятию содержания образования. Критерием оптимальности   соотношения всех четырех компонентов содержания учебного предмета «Педагогика»: знаний, известных способов деятельности, опыта творчества, опыта ценностных отношений     будет   проявленная способность решать типичные профессиональные задачи в реальном педагогическом процессе.  Поэтому  содержание и соотношение компонентов будет уточняться и конкретизироваться на следующих уровнях   содержания образования, что   поможет сократить разрыв между проектом и его реальным воплощением.  

 На       втором проектируемом уровне – уровне учебного предмета, рещающее значение приобретает  определение места учебного предмета в учебном плане, определение его состава и структуры.  «Педагогика» относится к общепрофессиональному блоку учебных дисциплин.   Инвариантная часть учебного плана дополняется вариативнаой частью, в которой  изучаются   дисциплин по выбору. В учебном предмете выделяются крупные блоки содержания и распределяются по семестрам. Традиционно они совпадали с разделами педагогики: «Общие основы педагогики». «Теория и технология воспитания». «Дидактика». «Управление образовательными системами». В  инвариантной  части учебного    изучается «Истории  образования и педагогической мысли».  В педагогических вузах  разработана и опробована другая  структура и логика учебного предмета [5], но перенесение  готовых вариантов вряд ли целесообразно.  

Разделение дисциплины на части и логика их изучения  в условиях переходного периода будет меняться. Наполнение каждого блока содержанием  соотнесенным в компетенциями, заданными в стандарте   вызвало       интерес к  проблемам, не получившим   завершенного  ответа в науке. Трудность  проектирования содержания в учебном плане вуза и в рабочих программах дисциплины будет определяться тем, что         проблема статуса педагогики как науки, ее место   в системе наук о человеке      и   роль в профессиональном развитии выпускника педагогического вуза.        Обсуждается   проблема предмета педагогики и корректность понятийного   аппарата.

Уровень учебного материала предполагает реальное наполнение элементов содержания. Речь идет о конкретных  знаниях, умениях, навыках, а также о познавательных задачах, вопросах, заданиях, которые составят содержание учебников и учебно-методических комплексов и будут «работать» на развитие профессиональной компетентности  выпускника вуза.

 Перспективным  представляется экспериментально проверенный  проект школьного  учебника, в котором предусмотрены принципиальные изменения структуры, содержания и формы учебника [6].

Создание такого учебника  по педагогике позволит проектируемое содержание реализовать  на уровне учебного процесса и уровне структуры личности.    В   учебник помимо предлагаемого содержания входит материал, созданный самими обучаемыми.   Форма учебника – блочная, что позволяет вносить изменения в содержание в ходе обучения. В электронном виде этого достичь достаточно просто. 

  В каждый отдельный блок А. В. Хуторской предлагает включить разделы или темы, сгруппированные вокруг фундаментальных образовательных объектов;   набор ключевых проблем учебной дисциплины(  практических и теоретических); деятельностный инструментарий(задания, упражнения, алгоритмы); тексты ученых и специалистов по проблеме, лучшие работы учеников прошлых лет, новые работы. Структура учебника мобильная. Можно создавать общий учебник  и личный учебник студента.

  Содержание учебной дисциплины задается не только наукой и педагогом.  Его создает  образовательная среда группы, факультета, института.    Противоречивость доступной информации, существующей не только на бумажных носителях, необходимость самоопределения в собственном образовательном движении  как преподавателя так и студента,      придают процессу  проектирования и реализации содержания учебной дисциплины  исследовательский и диалогический характер.   

Литература

  1. Зинченко  В. П. Психологические основы педагогики. М., 2002.
  2.  Краевский  В.В. Общие основы педагогики. М., 2003.
  3. Сериков  В.В.Природа педагогической деятельности и особенности профессионального образа педагога  //  Педагогика.  2010.  №5 .
  4. Теоретические основы содержания образования/ под ред. В. В .Краевского, И. Я. Лернера. М.,1983.
  5. Трофимова Г.П. Самостоятельная работа студентов по педагогике
  6. Тряпицына  А.П. Построение содержания дисциплины» Педагогика» в контексте стандарта высшего профессионального образования третьего поколения  // Педагогика. 2010.  №5.
  7. Хуторской  А.В. Место учебника в дидактической системе // Педагогика.  2005.  №4.
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz