ФОРУМ "Педагогика в современном мире" обсуждение статей здесь

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ и ОБРАЗОВАНИЯ РФ
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
психолого-педагогический факультет
кафедра педагогики

Интернет-Форум в рамках  Всероссийской научной конференции с международным участием «Педагогика в современном мире»

И. В. Клещева

к. п. н., доцент кафедры методики обучения математике

РГПУ им. А. И. Герцена

 

направления формирования исследовательской компетентности педагога

 

Одной из ведущих задач высшего профессионального образования является вовлечение студентов в исследовательскую деятельность, что позволит не только сохранить известные в мире российские научные школы, но и вырастить новое поколение исследователей, ориентированных на потребности инновационной экономики знаний [4].

Однако сегодня в стремительно развивающемся информационном обществе исследование рассматривается не только как специфическая профессиональная деятельность научных работников, но и как неотъемлемая составная часть любой деятельности, как стиль жизни современного человека. Это обусловлено тем, что специалист, обладающий исследовательской компетенцией, умеет самостоятельно продуктивно анализировать фактическую информацию, создавать и выбирать новые более эффективные алгоритмы, ресурсы, технологии  [2, с.18]. 

В подтверждение сказанному одной из основных задач, поставленных перед современным учителем, является поиск, создание, внедрение педагогических инноваций, направленных на удовлетворение общественно-государственного заказа, заданного Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования, и потребностей участников образовательного процесса.

Поэтому в настоящее время учитель вынужден уметь проектировать образовательные программы, разрабатывать и использовать инновационные модели, методики, технологии, осуществлять поиск новых средств и приемов обучения, адаптировать диагностические методики, проводить экспериментальную работу, обрабатывать полученные экспериментальные данные, обобщать и распространять свой опыт работы, организовывать интерактивное взаимодействие с родителями и т. д. Таким образом, педагог должен постоянно осуществлять исследовательскую деятельность.

 В профессиональной деятельности учителя и раньше выделялась исследовательская функция [1], но современные реалии требуют целенаправленного развития исследовательской компетентности будущих и практикующих педагогов.

Исследовательскую компетентность педагога определяют как интегративную характеристику личности, предполагающую владение методологическими знаниями, технологией осуществления исследовательской деятельности, признание их ценности и готовность к их использованию в профессиональной деятельности [6, с.71].  

Развитие исследовательской компетентности напрямую связано с  формированием исследовательской деятельности. Так, В. А. Сластенин [5] подчеркивает, что структурные компоненты исследовательской компетентности и исследовательской деятельности должны совпадать, а исследовательские умения являются составляющими модели исследовательской компетентности педагога.

В исследовательской деятельности психологи [3] выделяют три составляющие, которые согласуются с факторами развития исследовательской компетентности.

Во-первых, исследовательская деятельность человека обусловлена принципом природосообразности и биологическими предпосылками, обозначаемыми такими терминами как исследовательская активность, исследовательское реагирование, исследовательское поведение. Эти предпосылки обосновывают любознательность ребенка, спонтанное, неосознаваемое исследование-познание окружающего мира, свойственные любому человеку.

Во-вторых, формированию исследовательской деятельности способствуют социальные условия развития. К данным условиям относятся социокультурные, образовательные контексты, содействующие (или тормозящие) преобразованию исследовательского поведения в исследовательскую деятельность. Для настоящего времени как раз характерны создание стимулирующих условий обновления качества профессиональной деятельности педагога, модернизации подготовки педагога в условиях развития современного образовательного учреждения.

В-третьих, развитие исследовательской деятельности определяется внутренней исследовательской позицией – сформированной способностью личности преодолевать познавательные затруднения, выявлять проблемы, активно и конструктивно реагировать на проблемную ситуацию, выстраивать исследовательское отношение к познанию мира, жизни, самого себя.

Названные составляющие мы рассматриваем как основу для выделения соответствующих направлений развития исследовательской компетентности педагога. Данными направлениями являются:

-  развитие мотивации к осуществлению исследовательской деятельности в сфере образования;

-  изучение методологических основ исследовательской деятельности;

-  организация собственной профессиональной исследовательской деятельности.

Рассмотрим указанные направления подробнее.

Психологи (Л. С. Выготский, Я. А. Пономарев, П. И. Пидкасистый) утверждают, что наличие внутренней мотивации является стартовым моментом в исследовании. Интерес имеет объективно-субъективные основы. Он не возникает к тому, что не имеет для человека смысла, значимости, интерес связан с ценностными ориентациями. Результаты нашего эксперимента свидетельствуют о том, что развитие интереса к исследовательской деятельности, прежде всего, связано с формированием потребности в постановке познавательных задач и их самостоятельном решении. Существенно при этом создание в образовательном учреждении творческой исследовательской атмосферы, ценностного отношения к исследовательской работе педагога, изменение его настроя, повышение его исследовательской активности. Для педагогов, включившихся в исследовательскую деятельность, по нашим наблюдениям, уже характерно развитие внутренней познавательной мотивации, интерес к форме и содержанию исследования. Это проявляется

-     в позитивном изменении отношения к поисковой, исследовательской работе в профессии учителя,

-     в исчезновении страха перед необходимостью обновления качества профессиональной деятельности учителя,

-     в переносе исследовательской позиции в самостоятельную профессиональную деятельность педагога,

-     в удовлетворённости своей профессиональной деятельностью.

Вторым направлением формирования исследовательской компетентности педагогов мы выделяем изучение методологических основ исследовательской деятельности. Это направление реализуется приоритетно в психолого-педагогической подготовке студентов педагогических колледжей и вузов. Однако, как свидетельствует наше экспериментальное исследование, требуется и 70 % практикующих педагогов. Для реализации данного направления новыми стандартами высшего профессионального образования предусмотрены специальные дисциплины. Например, для бакалавров математического образования дисциплина «Основы исследований в математическом образовании», призванная обеспечить условия для активизации познавательной деятельности студентов и формирования у них опыта исследовательской деятельности в ходе решения прикладных задач, специфических для области их профессиональной деятельности. В магистерской программе в рамках курса по выбору реализуется дисциплина «Педагогический эксперимент в методическом исследовании». Для практикующих учителей организуется курсовая подготовка, разрабатываются образовательные программы, проводятся тематические лекции, семинары, мастер-классы, тренинги, на которых педагоги получают представление об исследовательской деятельности как об инструменте научного познания, знакомятся с содержанием, структурой, характеристиками исследовательской деятельности, особенностями проведения психологических, педагогических, методических исследований, эмпирическими и теоретическими методами исследования.

Третье направление формирования исследовательской деятельности педагогов связано с организацией и ведением собственной профессиональной исследовательской деятельности. Реализация данного направления, как правило, инициируется внешними факторами. Для студентов - программой прохождения педагогической практики, созданием курсовых проектов, написанием выпускной квалификационной работы. Для практикующих учителей - необходимостью аттестации, повышения квалификации или управленческими решениями администрации образовательного учреждения, в котором работает педагог. В рамках образовательной программы или курсовой подготовки педагогов могут быть предложены специальные исследовательские задания, моделирующие профессиональные педагогические задачи учителя.

Выделенные нами направления развития исследовательской компетентности педагога тесно взаимосвязаны и взаимопроникают друг в друга. И, очевидно, наибольший эффект достигается при их комплексной реализации. Ожидаемыми результатами развития исследовательской компетентности педагогов при этом являются:

-     ценностное отношение к исследовательской деятельности;

-     развитая мотивация к осуществлению исследовательской деятельности в  профессиональной области;

-     представление о содержании и структуре исследовательской деятельности как методе познания; 

-     знание общих принципов подготовки сообщений и публикаций о ходе и результатах исследования; 

-     умение выявлять актуальные проблемы исследований в сфере образования, осуществлять целеполагание, подбирать задачи для реализации поставленной цели;

-     умение применять теоретические и эмпирические методы исследования в профессиональной области;

-     умение в устной и письменной форме представлять результаты исследования;

-     умение отбирать информационные ресурсы для сопровождения исследования;

-     функциональная и личностная готовность самостоятельного исследовательского приобретения объективно или субъективно новых знаний в области образования. 

Таким образом, формирование исследовательской компетентности педагогов выступает в качестве одного из основных условий их готовности к повышению уровня познавательной и профессиональной культуры, профессиональному саморазвитию, самообразованию, самореализации.  

 

Литература

  1. Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. - М.: Педагогика, 1982.
  2. Лобова Г.Н. Основы подготовки студентов к исследовательской деятельности. — М., 2000.
  3. Обухов А. С. Исследовательская позиция личности // Развитие личности. – 2004. - № 3.
  4. Российское образование – 2020: Модель образования для экономики, основанной на знаниях / Под ред. Я. Кузьминова, И. Фрумина. – М.: Издательский дом ГУВШЭ, 2008.
  5. Сластёнин В. А. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. – М.: Школа-Пресс, 1998.
  6. Шашкина М. Б., Багачук А. В. Формирование исследовательской деятельности студентов педагогического вуза в условиях реализации компетентностного подхода: монография. – Красноярск, 2006.

 

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz