ФОРУМ "Педагогика в современном мире" обсуждение статей здесь |
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ и ОБРАЗОВАНИЯ РФРоссийский государственный педагогический университет им. А.И. Герценапсихолого-педагогический факультеткафедра педагогики |
Интернет-Форум в рамках Всероссийской научной конференции с международным участием «Педагогика в современном мире» |
И. В. Клещева к. п. н., доцент кафедры методики обучения математике РГПУ им. А. И. Герцена
направления формирования исследовательской компетентности педагога
Одной из ведущих задач высшего профессионального образования является вовлечение студентов в исследовательскую деятельность, что позволит не только сохранить известные в мире российские научные школы, но и вырастить новое поколение исследователей, ориентированных на потребности инновационной экономики знаний [4]. Однако сегодня в стремительно развивающемся информационном обществе исследование рассматривается не только как специфическая профессиональная деятельность научных работников, но и как неотъемлемая составная часть любой деятельности, как стиль жизни современного человека. Это обусловлено тем, что специалист, обладающий исследовательской компетенцией, умеет самостоятельно продуктивно анализировать фактическую информацию, создавать и выбирать новые более эффективные алгоритмы, ресурсы, технологии [2, с.18]. В подтверждение сказанному одной из основных задач, поставленных перед современным учителем, является поиск, создание, внедрение педагогических инноваций, направленных на удовлетворение общественно-государственного заказа, заданного Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования, и потребностей участников образовательного процесса. Поэтому в настоящее время учитель вынужден уметь проектировать образовательные программы, разрабатывать и использовать инновационные модели, методики, технологии, осуществлять поиск новых средств и приемов обучения, адаптировать диагностические методики, проводить экспериментальную работу, обрабатывать полученные экспериментальные данные, обобщать и распространять свой опыт работы, организовывать интерактивное взаимодействие с родителями и т. д. Таким образом, педагог должен постоянно осуществлять исследовательскую деятельность. В профессиональной деятельности учителя и раньше выделялась исследовательская функция [1], но современные реалии требуют целенаправленного развития исследовательской компетентности будущих и практикующих педагогов. Исследовательскую компетентность педагога определяют как интегративную характеристику личности, предполагающую владение методологическими знаниями, технологией осуществления исследовательской деятельности, признание их ценности и готовность к их использованию в профессиональной деятельности [6, с.71]. Развитие исследовательской компетентности напрямую связано с формированием исследовательской деятельности. Так, В. А. Сластенин [5] подчеркивает, что структурные компоненты исследовательской компетентности и исследовательской деятельности должны совпадать, а исследовательские умения являются составляющими модели исследовательской компетентности педагога. В исследовательской деятельности психологи [3] выделяют три составляющие, которые согласуются с факторами развития исследовательской компетентности. Во-первых, исследовательская деятельность человека обусловлена принципом природосообразности и биологическими предпосылками, обозначаемыми такими терминами как исследовательская активность, исследовательское реагирование, исследовательское поведение. Эти предпосылки обосновывают любознательность ребенка, спонтанное, неосознаваемое исследование-познание окружающего мира, свойственные любому человеку. Во-вторых, формированию исследовательской деятельности способствуют социальные условия развития. К данным условиям относятся социокультурные, образовательные контексты, содействующие (или тормозящие) преобразованию исследовательского поведения в исследовательскую деятельность. Для настоящего времени как раз характерны создание стимулирующих условий обновления качества профессиональной деятельности педагога, модернизации подготовки педагога в условиях развития современного образовательного учреждения. В-третьих, развитие исследовательской деятельности определяется внутренней исследовательской позицией – сформированной способностью личности преодолевать познавательные затруднения, выявлять проблемы, активно и конструктивно реагировать на проблемную ситуацию, выстраивать исследовательское отношение к познанию мира, жизни, самого себя. Названные составляющие мы рассматриваем как основу для выделения соответствующих направлений развития исследовательской компетентности педагога. Данными направлениями являются: - развитие мотивации к осуществлению исследовательской деятельности в сфере образования; - изучение методологических основ исследовательской деятельности; - организация собственной профессиональной исследовательской деятельности. Рассмотрим указанные направления подробнее. Психологи (Л. С. Выготский, Я. А. Пономарев, П. И. Пидкасистый) утверждают, что наличие внутренней мотивации является стартовым моментом в исследовании. Интерес имеет объективно-субъективные основы. Он не возникает к тому, что не имеет для человека смысла, значимости, интерес связан с ценностными ориентациями. Результаты нашего эксперимента свидетельствуют о том, что развитие интереса к исследовательской деятельности, прежде всего, связано с формированием потребности в постановке познавательных задач и их самостоятельном решении. Существенно при этом создание в образовательном учреждении творческой исследовательской атмосферы, ценностного отношения к исследовательской работе педагога, изменение его настроя, повышение его исследовательской активности. Для педагогов, включившихся в исследовательскую деятельность, по нашим наблюдениям, уже характерно развитие внутренней познавательной мотивации, интерес к форме и содержанию исследования. Это проявляется - в позитивном изменении отношения к поисковой, исследовательской работе в профессии учителя, - в исчезновении страха перед необходимостью обновления качества профессиональной деятельности учителя, - в переносе исследовательской позиции в самостоятельную профессиональную деятельность педагога, - в удовлетворённости своей профессиональной деятельностью. Вторым направлением формирования исследовательской компетентности педагогов мы выделяем изучение методологических основ исследовательской деятельности. Это направление реализуется приоритетно в психолого-педагогической подготовке студентов педагогических колледжей и вузов. Однако, как свидетельствует наше экспериментальное исследование, требуется и 70 % практикующих педагогов. Для реализации данного направления новыми стандартами высшего профессионального образования предусмотрены специальные дисциплины. Например, для бакалавров математического образования дисциплина «Основы исследований в математическом образовании», призванная обеспечить условия для активизации познавательной деятельности студентов и формирования у них опыта исследовательской деятельности в ходе решения прикладных задач, специфических для области их профессиональной деятельности. В магистерской программе в рамках курса по выбору реализуется дисциплина «Педагогический эксперимент в методическом исследовании». Для практикующих учителей организуется курсовая подготовка, разрабатываются образовательные программы, проводятся тематические лекции, семинары, мастер-классы, тренинги, на которых педагоги получают представление об исследовательской деятельности как об инструменте научного познания, знакомятся с содержанием, структурой, характеристиками исследовательской деятельности, особенностями проведения психологических, педагогических, методических исследований, эмпирическими и теоретическими методами исследования. Третье направление формирования исследовательской деятельности педагогов связано с организацией и ведением собственной профессиональной исследовательской деятельности. Реализация данного направления, как правило, инициируется внешними факторами. Для студентов - программой прохождения педагогической практики, созданием курсовых проектов, написанием выпускной квалификационной работы. Для практикующих учителей - необходимостью аттестации, повышения квалификации или управленческими решениями администрации образовательного учреждения, в котором работает педагог. В рамках образовательной программы или курсовой подготовки педагогов могут быть предложены специальные исследовательские задания, моделирующие профессиональные педагогические задачи учителя. Выделенные нами направления развития исследовательской компетентности педагога тесно взаимосвязаны и взаимопроникают друг в друга. И, очевидно, наибольший эффект достигается при их комплексной реализации. Ожидаемыми результатами развития исследовательской компетентности педагогов при этом являются: - ценностное отношение к исследовательской деятельности; - развитая мотивация к осуществлению исследовательской деятельности в профессиональной области; - представление о содержании и структуре исследовательской деятельности как методе познания; - знание общих принципов подготовки сообщений и публикаций о ходе и результатах исследования; - умение выявлять актуальные проблемы исследований в сфере образования, осуществлять целеполагание, подбирать задачи для реализации поставленной цели; - умение применять теоретические и эмпирические методы исследования в профессиональной области; - умение в устной и письменной форме представлять результаты исследования; - умение отбирать информационные ресурсы для сопровождения исследования; - функциональная и личностная готовность самостоятельного исследовательского приобретения объективно или субъективно новых знаний в области образования. Таким образом, формирование исследовательской компетентности педагогов выступает в качестве одного из основных условий их готовности к повышению уровня познавательной и профессиональной культуры, профессиональному саморазвитию, самообразованию, самореализации.
Литература
Фотогалерея
|