ФОРУМ "Педагогика в современном мире" обсуждение статей здесь |
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ и ОБРАЗОВАНИЯ РФРоссийский государственный педагогический университет им. А.И. Герценапсихолого-педагогический факультеткафедра педагогики |
Интернет-Форум в рамках Всероссийской научной конференции с международным участием «Педагогика в современном мире» |
З.У.Колокольникова, О.Б.Лобанова
Роль музея «История развития образования в России» в формировании социокультурного опыта будущего учителя: из опыта работы
Актуальность обозначенной темы определяется современной социо-культурной ситуацией в России. В новых исторических условиях развития российской государственности одной из важных проблем является необходимость обеспечения единства и целостности России. Отсюда вытекает необходимость формирования и пропаганда идей духовного единства, культивирования чувства патриотизма, распространение знаний об истории нашей страны. В этой связи резко возрастает, на наш взгляд, роль музейной педагогики и разных типов музеев в решении проблемы формирования социокультурного опыта будущего учителя и большое значение здесь имеет опыт взаимодействия педагога и студентов, студентов и учащихся в процессе социокультурной деятельности музея. О воспитательном потенциале музеев можно судить по научным исследованиям В.М.Грусман, А.А.Змеул, Л.М.Киреевой, Г.И.Сингатулиной, М.Г.Чесняк и др. Авторы на обширном фактическом материале показывают, что музейные экспозиции транслируют социально-значимую информацию, оказывают влияние на воспитание патриотических качеств, и в целом, способствуют формированию социокультурного опыта школьников и студентов. В формировании социокультурного опыта школьников и студентов средствами музейной педагогики, исследователи выделяют различные аспекты:
В рамках нашего исследования мы будем рассматривать формирование социокультурного опыта будущего учителя в процессе социокультурной деятельности музея «История развития образования в России». Под термином «социокультурная деятельность музея» вслед за Т.А.Тархановой, мы будем понимать процесс освоения человеком мира, в основе которого лежит многосторонняя музейная деятельность, имеющая свои собственные функции, цели, средства, результат. Музеи как учреждения культуры, осуществляют сбор, научное исследование и хранение памятников культуры и искусства [1]. Музеи удовлетворяют познавательные и образовательные потребности личности, способствуют формированию социокультурного опыта. На сегодняшний день существует разные типы музеев: краеведческие, исторические, литературные, вузовские, школьные и др. Специфична деятельность музея «История развития образования в России», организованного при кафедре педагогики и психологии Лесосибирского пединститута – филиала Сибирского федерального университета. Если в краеведческих, вузовских и др. учреждениях подобного типа музейная деятельность осуществляется специалистами, то здесь деятельность музея организована иначе: главное отличие состоит в том, что как активные создатели музея выступают студенты. Они самостоятельно осуществляют сбор экспонатов, участвуют в научных исследованиях и проектной деятельности, выступают в роли экскурсоводов, тем самым удовлетворяют познавательные и образовательные потребности самих студентов и школьников, для которых организуют циклы экскурсий. Общее руководство деятельностью музея осуществляют доценты кафедры (преподаватели истории педагогики). Музей «История развития образования в России» обладает достаточно большим потенциалом воспитательного воздействия на студентов и школьников. Участие в творческо-поисковой работе, знакомство с историческими фактами помогают студентам узнать историю изнутри, понять, как много сил вложили их предки в образование и культуру региона и страны в целом. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному наследию. Именно это способствует воспитанию патриотизма и любви к своему Отечеству, к малой Родине. Музей дает возможность студентам реализовать свои силы в разных видах научной, технической, прикладной и общественной деятельности. Музей позволяет «примерить» различные социальные роли, у студентов появляется дополнительная возможность выступать в качестве исполнителя (осуществляя подготовку музейной экспозиции) и учителя (проводя экскурсии для школьников). Экспозиция музея - результат творческой работы студентов и руководителей музея. Первичным элементом экспозиции является экспонат - предмет, выставленный для обозрения. Конечно, следует стремиться к тому, чтобы экспозиция была оформлена грамотно, однако заметим, что в данном случае экспозиции не копируют профессиональное оформление государственных музеев. Особое место имеет музейная экскурсия как одна из основных форм работы со студентами и школьниками, создающая условия для формирования социокультурного опыта. Она должна удовлетворять запросы посетителей различного возрастного и образовательного уровня, имеющих разную степень подготовленности. Здесь важно, чтобы экскурсия была построена с умелым выбором экспонатов, применением различных приемов их показа, что будет способствовать раскрытию содержания экспозиции с различной степенью детализации и т.д. В условиях музея студенты совершенствуются в научно-исследовательской деятельности: выбирают и формулируют темы исследования, производят ее историографический анализ, занимаются поиском и сбором источников и экспонатов. Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории и культуры, знакомясь с документальными объектами в музеях и архивах, студенты получают более конкретные и образные представления по истории и культуре своего города, региона, страны. Видят связь истории малой Родины и истории России. В процессе исследовательской деятельности студенты овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности, а в ходе краеведческих изысканий – знаниями из учебных дисциплин (музыка, изобразительное искусство, литература и др.), не предусмотренных вузовской программой. Например, студенты физико-математического факультета в ходе подготовки музейных экспозиций музицируют, читают наизусть стихи и прозу, рисуют, участвуют в театральных постановках и др. Музеи становятся сегодня предпочтительным средством коммуникации и в плане неформального образования. Опрос посетителей музеев показывает, что главной функцией музея считают образовательную и функцию получения новой информации и только потом - развлечение. По опросам, проведенным в музее «История развития образования в России», выяснилось, что посетители, кроме созерцания экспонатов и слушания экскурсовода, хотели бы заняться в музее творчеством, участвовать в конкурсах и играх, театрализованных празднествах. Каждая экспозиция в музее «История развития образования в России» неповторима, ибо она включает часто единственные в своём роде документы и предметы, зачастую изготовленные самими студентами (модели школьной формы, макеты учебных заведений, канцелярские принадлежности разных исторических периодов и др.). Экспозиции представляют собой выступления студентов с результатами творческо-поисковой работы с элементами театрализации и конкурсных программ, с учетом возрастных групп школьников, которые посещают музей. Различные методические приемы и формы экскурсионной пропаганды основываются на главной цели экскурсии: в ходе ее важно помнить об удовлетворении потребности школьника в активности и наглядности при освоении новых знаний. Школьники имеют возможность примерить костюмы различных исторических эпох, прикоснуться к экспонатам, почитать детские книги Х1Х века, написать письмо гусиным пером, поиграть на пионерском горне и барабане, научиться завязывать скаутский галстук и др. Отметим, что музейные экспозиции, как правило, посвящены какой-либо историко-педагогической проблеме региона («История развития образования в Енисейской губернии»), страны в целом («История развития педагогического образования в России», «Детские и молодежные организации России ХХ века»), либо определенному историческому периоду («Просветительская деятельность декабристов в Сибири») и даже отдельному событию («200-летие Александровского лицея»). Таким образом, вовлечение студентов педвуза в различные аспекты социокультурной деятельности музея «История развития образования в России» создают условия для формирования социокультурного опыта будущих учителей.
Литература:
Фотогалерея
|