ФОРУМ "Педагогика в современном мире" обсуждение статей здесь

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ и ОБРАЗОВАНИЯ РФ
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
психолого-педагогический факультет
кафедра педагогики

Интернет-Форум в рамках  Всероссийской научной конференции с международным участием «Педагогика в современном мире»

Гладкая И.В.

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА СТУДЕНТОВ И АСПИРАНТОВ ПО ПЕДАГОГИКЕ: СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СТРУКТУР

Проведение всероссийских педагогических олимпиад на кафедре педагогики стало уже традицией.

В 2006 году впервые была проведена Всероссийская олимпиада для аспирантов, выполняющих исследование  по одной из научных педагогических специальностей 13.00.01-13.00.08, и с этого года олимпиады стали ежегодными.

С 2009 года на кафедре педагогики организуются Всероссийские олимпиады по педагогике  для студентов (региональный тур), которые организовывались в соответствии с приказом Федерального агентства «Об организации и проведении Всероссийской студенческой олимпиады».

Начало любого взаимодействия осуществляется через разработку необходимой документации. Поэтому первое, что было сделано – разработан и подписан приказ о проведении олимпиады.

При подготовке приказа осуществляется взаимодействие следующих структур университета:

-   кафедры педагогики, которая формирует организационный комитет олимпиады, и он разрабатывает информационные материалы о педагогической олимпиаде, проводит регистрацию участников и конкурсную комиссию, которая определяет форму, содержание олимпиадных заданий, критерии их оценки;

-   факультета (психолого-педагогического факультета, к которому относится кафедра педагогики), в лице декана, который обеспечивает проведение олимпиады необходимыми помещениями;

-   администрации университета, в лице проректора по учебной и воспитательной работе, который отвечает за проведение олимпиады в корпусах университета;

-   АХЧ университета, в лице начальника отдела хозяйственного обеспечения, который отвечает за работу гардероба в дни проведения олимпиады;

-   издательства, в лице главного редактора  издания «Педагогические вести», который отвечает за размещение информации об олимпиаде в университетской газете;

-   ИВЧ, в лице директора информационно-вычислительного центра, который обеспечивает информационную поддержку олимпиады;

-   столовой РГПУ, в лице ее директора, которая обеспечивает питание участников;

-   библиотеки университета, которая обеспечивает участников необходимой литературой и информацией.

Составление необходимой базы университетов и образовательных учреждений, их информирование посредством информационных писем, с использованием виртуального пространства позволяет приглашать участников на олимпиаду и осуществлять еще один шаг сетевого взаимодействия.

Наиболее ярко сетевое взаимодействие осуществляется в последние годы, когда в программу олимпиады был включен Интернет-Форум.

 В 2011 году – Форум был посвящен историко-педагогическим исследованиям и проводился  в преддверии празднования 90-летия кафедры педагогики РГПУ им. А.И. Герцена.

Основная идея виртуального Форума, когда участники на специально созданном сайте представляют свои научные статьи по заданным параметрам, могут задавать вопросы авторам статей, обсудить научные проблемы, получить отзыв на свою научную продукцию.

Перед организаторами Форума стояли следующие задачи:

-   создать сетевое сообщество кафедры педагогики, организующей Форум с другими образовательными учреждениями, по предъявлению сообществу исследовательских педагогических тем, стоящих перед образовательными учреждениями;

-   выстроить логику обсуждения научных проблем непосредственно на Форуме и в последующем на конференции;

-   создать условия для развития информационной, коммуникационной и технологической компетенции участников Форума;

-   способствовать развитию нового научного знания, который можно будет использовать непосредственно в своей профессиональной деятельности;

-   издать сборник научных статей участников Форума.

Программа Форума была организована следующим образом.

Заявки на участие и материалы принимались с 10 марта по 10 апреля 2011 года; с 11 по 20 апреля происходило форматирование и печатание сборника статей; 21 апреля был очный Форум участников по обсуждению проблем.

Форум начинался с обращения к участникам, в котором говорилось «Каждое исследование базируется на взглядах и теориях педагогов и исследователей, которые сделали свои открытия много лет назад. Мы надеемся, что вы найдете интересный для вас раздел нашего Форума и примите активное участие в Интернет-форуме . Ждем ваши статьи по исторической тематике, мы разместим их на сайте, а потом опубликуем их в сборнике материалов Форума. Надеемся на плодотворное сотрудничество!»

На Форуме, который был создан по адресу: http://aspirantura-olimpiada.narod2.ru/, были представлены следующие разделы:

  1. Главная станица, на которой было написано обращение к участникам.
  2. Новости. На данной странице была размещена информация об открытии Форума, о появившихся новых статьях на Форуме, о том, сколько дней остается до олимпиады и т.д.
  3. Информационное письмо. На этой странице было размещено письмо участникам Форума, в котором было написано приглашение принять участие в Форуме, указывалось, какие разделы будут обсуждаться на Форуме, время приема заявок на Форум, требования к оформлению статей и т.д.
  4. Педагогические имена РГПУ им. А.И. Герцена. Данная станица появилась в связи с подготовкой к юбилею кафедры и здесь была дана краткая информация про следующих педагогов: Петухов Н.Н., Конникова Т.Е., Щукина Г.И.,  Каптерев П.Ф., Голант Е.Я. и др.
  5. Словарь. На данной странице представлены основные термины и понятия, используемые при подготовке диссертационного исследования. Словарь был подготовлен на основе материалов Загузова Н.И. Энциклопедия научной аттестации. т1, М., 2008 год.
  6. Публикации. В данном разделе были предложены разделы, по которым участники размещали свои материалы.

Раздел 1. Современные историко-педагогические исследования. В данный раздел относились исследования, рассматривающие педагогические проблемы в исторический период. В качестве примера, участникам предлагались следующие темы:

  1. Становление Российской образовательной школы гуманистической направленности (историко-педагогический аспект).
  2. Характеристика основных тенденций развития отечественной педагогической науки в послевоенный период (50-60-е годы).

Раздел 2. Исторический контекст становления педагогических идей. Целью материалов, представленных в данном разделе было представление развития идей педагогического исследования в конкретный исторический период.

Примеры тематики материалов Форума.

  1. История развития дистанционного образования.
  2. Анализ идей зарубежных и российских ученых о мотивации и стимулировании обучения.

Раздел 3. Предмет исследования, его развитие и становление в исторические периоды. В данном разделе предполагалось раскрыть понимание  предмета исследования   и показать его зарождение и развитие в разные исторические периоды.

Примеры тематики материалов Форума.

  1. Реализация принципа доступности при обучении в истории педагогической мысли.
  2. Проблема тестирования в разные исторические периоды.
  3. Отдельной страницей была представлена Форма заявки на участие в Форуме, которую заполняли все участники, это можно было сделать в электронном и бумажном варианте.
  4. Итоги Форума, на данной странице представлены количественные и качественные аналитические материалы, по проведенному Форуму.
  5. Оргкомитет Форума олимпиады. На этой страничке представлены фотографии членов оргкомитета, для заочного виртуального знакомства с преподавателями кафедры педагогики.
  6. Обратная связь. Здесь можно было оставить сообщение авторам статей или представителям оргкомитета.
  7. Фотогалерея. Эта страница получилась после проведения Форума, и на ней представлены огромное количество фотографий участников Форума.

Всего в Форуме приняло участие 88 исследователей, из разных образовательных учреждений. Среди городов, из которых были участники это – Армавир, Бийск, Волгоград, Псков, Саранск, Томск, Череповец, Шуя и многие другие. Виртуальное пространство помогло объединиться участникам и обменяться своими научными исследовательскими проблемами.

С пленарным докладом, перед проведением секций на Форуме,  выступила Кира Викторовна Романенчук, доцент, докторант кафедры педагогики РГПУ им. А.И. Герцена, на тему «Современные педагогические исследования: взгляд в историю».

После пленарного заседания, на секциях, организованных как и на Форуме,  студенты обсуждали проблемы, обменивались мнением, задавали вопросы, выдвигали предположения и т.д.

Можно высказать предположение, что Форум, выполнял следующие функции для развития профессиональной компетенции:

-   осуществлялось очно-дистанционное взаимодействие участников олимпиады;

-   развивалась профессиональная коммуникация участников олимпиады непосредственно при взаимодействии и в виртуальной среде;

-   демонстрировались лично-научные интересы участников профессиональной научной среде;

-   происходило самообразование участников, как в процессе сетевого взаимодействия, так и в процессе профессионального;

-   реализация современных возможностей образовательной среды для своего профессионального становления;

-   согласование научных интересов и проектирование будущего взаимодействия и т.д.

Сетевое взаимодействие дополняет существующие формы образования, способствует развитию профессиональных компетенций обучающихся, расширяет профессиональные роли участников, открывает огромные возможности перед профессиональным сообществом.

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz