ФОРУМ "Педагогика в современном мире" обсуждение статей здесь |
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ и ОБРАЗОВАНИЯ РФРоссийский государственный педагогический университет им. А.И. Герценапсихолого-педагогический факультеткафедра педагогики |
Интернет-Форум в рамках Всероссийской научной конференции с международным участием «Педагогика в современном мире» |
Гладкая И.В. ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА СТУДЕНТОВ И АСПИРАНТОВ ПО ПЕДАГОГИКЕ: СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СТРУКТУР Проведение всероссийских педагогических олимпиад на кафедре педагогики стало уже традицией. В 2006 году впервые была проведена Всероссийская олимпиада для аспирантов, выполняющих исследование по одной из научных педагогических специальностей 13.00.01-13.00.08, и с этого года олимпиады стали ежегодными. С 2009 года на кафедре педагогики организуются Всероссийские олимпиады по педагогике для студентов (региональный тур), которые организовывались в соответствии с приказом Федерального агентства «Об организации и проведении Всероссийской студенческой олимпиады». Начало любого взаимодействия осуществляется через разработку необходимой документации. Поэтому первое, что было сделано – разработан и подписан приказ о проведении олимпиады. При подготовке приказа осуществляется взаимодействие следующих структур университета: - кафедры педагогики, которая формирует организационный комитет олимпиады, и он разрабатывает информационные материалы о педагогической олимпиаде, проводит регистрацию участников и конкурсную комиссию, которая определяет форму, содержание олимпиадных заданий, критерии их оценки; - факультета (психолого-педагогического факультета, к которому относится кафедра педагогики), в лице декана, который обеспечивает проведение олимпиады необходимыми помещениями; - администрации университета, в лице проректора по учебной и воспитательной работе, который отвечает за проведение олимпиады в корпусах университета; - АХЧ университета, в лице начальника отдела хозяйственного обеспечения, который отвечает за работу гардероба в дни проведения олимпиады; - издательства, в лице главного редактора издания «Педагогические вести», который отвечает за размещение информации об олимпиаде в университетской газете; - ИВЧ, в лице директора информационно-вычислительного центра, который обеспечивает информационную поддержку олимпиады; - столовой РГПУ, в лице ее директора, которая обеспечивает питание участников; - библиотеки университета, которая обеспечивает участников необходимой литературой и информацией. Составление необходимой базы университетов и образовательных учреждений, их информирование посредством информационных писем, с использованием виртуального пространства позволяет приглашать участников на олимпиаду и осуществлять еще один шаг сетевого взаимодействия. Наиболее ярко сетевое взаимодействие осуществляется в последние годы, когда в программу олимпиады был включен Интернет-Форум. В 2011 году – Форум был посвящен историко-педагогическим исследованиям и проводился в преддверии празднования 90-летия кафедры педагогики РГПУ им. А.И. Герцена. Основная идея виртуального Форума, когда участники на специально созданном сайте представляют свои научные статьи по заданным параметрам, могут задавать вопросы авторам статей, обсудить научные проблемы, получить отзыв на свою научную продукцию. Перед организаторами Форума стояли следующие задачи: - создать сетевое сообщество кафедры педагогики, организующей Форум с другими образовательными учреждениями, по предъявлению сообществу исследовательских педагогических тем, стоящих перед образовательными учреждениями; - выстроить логику обсуждения научных проблем непосредственно на Форуме и в последующем на конференции; - создать условия для развития информационной, коммуникационной и технологической компетенции участников Форума; - способствовать развитию нового научного знания, который можно будет использовать непосредственно в своей профессиональной деятельности; - издать сборник научных статей участников Форума. Программа Форума была организована следующим образом. Заявки на участие и материалы принимались с 10 марта по 10 апреля 2011 года; с 11 по 20 апреля происходило форматирование и печатание сборника статей; 21 апреля был очный Форум участников по обсуждению проблем. Форум начинался с обращения к участникам, в котором говорилось «Каждое исследование базируется на взглядах и теориях педагогов и исследователей, которые сделали свои открытия много лет назад. Мы надеемся, что вы найдете интересный для вас раздел нашего Форума и примите активное участие в Интернет-форуме . Ждем ваши статьи по исторической тематике, мы разместим их на сайте, а потом опубликуем их в сборнике материалов Форума. Надеемся на плодотворное сотрудничество!» На Форуме, который был создан по адресу: http://aspirantura-olimpiada.narod2.ru/, были представлены следующие разделы:
Раздел 1. Современные историко-педагогические исследования. В данный раздел относились исследования, рассматривающие педагогические проблемы в исторический период. В качестве примера, участникам предлагались следующие темы:
Раздел 2. Исторический контекст становления педагогических идей. Целью материалов, представленных в данном разделе было представление развития идей педагогического исследования в конкретный исторический период. Примеры тематики материалов Форума.
Раздел 3. Предмет исследования, его развитие и становление в исторические периоды. В данном разделе предполагалось раскрыть понимание предмета исследования и показать его зарождение и развитие в разные исторические периоды. Примеры тематики материалов Форума.
Всего в Форуме приняло участие 88 исследователей, из разных образовательных учреждений. Среди городов, из которых были участники это – Армавир, Бийск, Волгоград, Псков, Саранск, Томск, Череповец, Шуя и многие другие. Виртуальное пространство помогло объединиться участникам и обменяться своими научными исследовательскими проблемами. С пленарным докладом, перед проведением секций на Форуме, выступила Кира Викторовна Романенчук, доцент, докторант кафедры педагогики РГПУ им. А.И. Герцена, на тему «Современные педагогические исследования: взгляд в историю». После пленарного заседания, на секциях, организованных как и на Форуме, студенты обсуждали проблемы, обменивались мнением, задавали вопросы, выдвигали предположения и т.д. Можно высказать предположение, что Форум, выполнял следующие функции для развития профессиональной компетенции: - осуществлялось очно-дистанционное взаимодействие участников олимпиады; - развивалась профессиональная коммуникация участников олимпиады непосредственно при взаимодействии и в виртуальной среде; - демонстрировались лично-научные интересы участников профессиональной научной среде; - происходило самообразование участников, как в процессе сетевого взаимодействия, так и в процессе профессионального; - реализация современных возможностей образовательной среды для своего профессионального становления; - согласование научных интересов и проектирование будущего взаимодействия и т.д. Сетевое взаимодействие дополняет существующие формы образования, способствует развитию профессиональных компетенций обучающихся, расширяет профессиональные роли участников, открывает огромные возможности перед профессиональным сообществом. Фотогалерея
|