ФОРУМ "Педагогика в современном мире" обсуждение статей здесь

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ и ОБРАЗОВАНИЯ РФ
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
психолого-педагогический факультет
кафедра педагогики

Интернет-Форум в рамках  Всероссийской научной конференции с международным участием «Педагогика в современном мире»

Воспитание, как объект педагогического исследования

Е.Г. Шрайбер

Современная педагогика предстает как комплекс различных научных направлений. К ее предметам относятся и образование детей или взрослых, и специфика образования одаренных детей или детей с девиантными особенностями, и профессиональное образование различных категорий населения или дополнительное профессиональное образование специалистов. Словом, в современной педагогике можно обнаружить исследования, касающиеся проблем образования практически всех слоев населения.

Исторически смысл педагогики менялся в связи с изменениями в толковании ее предмета. Современная педагогика ориентируется на образование человека, которое, в частности, происходит вследствие обучения и воспитания, интегрировано осуществляемых в образовательном процессе.

Обучение способствует образованию человека в том плане, что он перенимает часть социального опыта. Однако в обучении у человека довольно мало возможностей в том, чтобы пользоваться усвоенными знаниями, обогащенными умениями в жизнедеятельности (в самореализации), в установлении и в поддержании цивилизованных взаимоотношений с другими людьми, в выражении заботливого отношения к природе и т.д. Правомерно констатировать, что обучения недостаточно для решения задачи социализации образующихся людей в русле традиций и тенденций общественного развития. Именно с этой целью обучение дополняется воспитанием человека.

Воспитание человека представляет собой особое социальное явление, характеризующееся намерением направить социализацию (специфическое влияние социального окружения на развитие человека) так, чтобы с одной стороны, социальные ценности и нормы жизнедеятельности стали ценностными ориентациями его поведения. С другой стороны, воспитание человека предполагает сохранение и раскрепощение его индивидуальности, как внутреннего потенциала самореализации социально приемлемым образом. Следовательно, воспитание человека предполагает его приобщение к социальной действительности и, одновременно, сохранение индивидуальности, которая базируется на врожденных (природоопределенных) задатках. Воспитание человека происходит на фоне природоопределенных особенностей человека, условий действительности (социальной, прежде всего), а также непременного внешнего влияния на него со стороны опекунов, наставников (главным образом педагогов). И если первые две предпосылки являются неуправляемыми, то влияние со стороны педагогов может быть в значительной мере управляемым. Следовательно, педагогическое влияние можно осуществлять целенаправленно ради достижения заранее намеченных результатов воспитания человека, но лишь в том случае, когда субъекты управления образованием человека опираются на знания о закономерных взаимосвязях между природоопределенной спецификой людей, условиями действительности и усилиями субъектов образования.

Отсюда становится ясной ценность знаний об образовании человека и о воспитании его, в частности, т.к. любая целенаправленная деятельность людей может быть предсказуемо успешной лишь тогда, когда она осуществляется на основе знаний и об объекте, и о предмете, и о средствах ее сопровождения. По сути, знания об образовании человека, а, как следствие, и о его воспитании являются основой для проектирования социальной поддержки образующихся людей.

Известно, что знания о воспитании человека являются относительными. Абсолютные знания или истины предстают как своеобразный передел (идеал), к которому потенциально стремится человечество. Ценность же знаний о воспитании человека очевидна – его поддержка и ориентир в достижении социально значимых и лично востребованных целей воспитания каждого человека. Осуществляется поиск данных знаний в познании явлений, относящихся к воспитанию человека. Смысл познания нам видится в постижении сути воспитания человека (в широком смысле) в зависимости и от природоопределенных предпосылок, и от условий среды, и от намеренного влияния субъектов, в том числе и самого образующегося человека.

В основе научного познания лежит исследование, которое направлено на изучение какого-либо объекта реального мира, осуществляемое специальным образом по определенным правилам, установкам. Педагогическое же исследование представляет собой специфичное социальное явление, направленное на изучение закономерностей образования (воспитания) человека, происходящего под влиянием субъектов социального, социально-педагогического и педагогического уровней, а также и его (человека) самоуправления, и развития педагогики как науки об образовании людей.

Следовательно, объектом педагогических исследований является реальное образование (воспитание) людей, а также педагогика, в которой представлены научные знания о закономерностях образования людей. При этом, объект педагогического исследования, с одной стороны, представляет собой образование (воспитание) людей, как аспект социальной действительности. С другой стороны, к объекту педагогического исследования относится развитие педагогики, в которой отображены знания человечества о воспитании людей.

Двойственность объекта педагогических исследований является следствием сложности образования (воспитания) человека как социального явления. Являясь природоопределенным существом, человек развивается вследствие своей специфики, предопределенной рождением. Сущностная характеристика соответствующей специфики человека скрыта от наблюдений, ее невозможно непосредственно вычленять и фиксировать. Поэтому исследователям приходится мириться с такого рода неопределенностью, не зная, как скрытая специфика образующихся людей сказывается на их образовании (воспитании).

В то же время неясно, как социальная действительность влияет на воспитание человека. В сходных условиях социальной действительности разные люди развиваются (воспитываются) по-разному. К тому же, изучая воспитание человека, не следует игнорировать и его собственные намерения. От рождения человек склонен к самореализации. Неопределенность здесь проявляется в том, насколько социальное формирование качеств личности человека, осуществляемой, прежде всего, без учета природосообразности и намерений самого человека, может наносить ему вред.

Существенная неопределенность, свойственная воспитанию человека, позволяет сделать вывод о сложности объекта педагогических исследований. Каждое педагогическое исследование, направленное на выявление закономерностей воспитания людей, следует признать сложной деятельностью (взаимодействием) исследователей. Неопределенность, характерная для воспитания человека, как объекта педагогических исследований, осложняет и содержательный, и процессуальный аспекты их осуществления. Речь идет и о сложности точного представления предметов исследований, и о корректности выбора тех или иных исследовательских процедур, и об использовании надежных средств выявления и фиксации результатов исследования. Все это делает педагогические исследования в области воспитания человека сегодня малопривлекательными. Непопулярность «воспитательных исследований» также связана с затруднением в подборе и разработке правильного инструментария (критериев, диагностических методик оценки воспитанности, шкал воспитанности) для выявления и определения тех или иных явлений, на которые направлено воспитательное воздействие. Неопределенность, нелинейность, вариативность такого социального явления как воспитание человека обуславливает сложность выявления критериев воспитания, выбора уже существующих методик воспитанности, целью которых является диагностика исследуемого воспитательного явления. Все вышесказанное особенно актуально в отношении нравственного воспитания, т.к. его признаки, критерии, формы и виды проявления оказываются трудновыявляемыми, слабообъективными, плохо прогнозируемыми и, как следствие, весьма относительными.

Дело в том, что сложность воспитания, как объекта педагогических исследований обуславливает практическую неосуществимость прямого наблюдения воспитания человека. Исследователям приходится ограничиваться лишь наблюдением проявлений человеком себя. По обнаруженным изменениям в такого рода проявлениях человеком себя можно только предположительно судить о ведущих тенденциях в его воспитании, т.к. одни и те же (или сходные) проявления человеком себя могут быть следствием различных причин. Отсюда понятно относительное правдоподобие выводов о результатах исследований в области воспитания.

Находясь в условиях существенной объективно неустранимой неопределенности, исследователи вынуждены прибегать к догадкам, к предположениям, к умозрительным заключениям. Исследователям остается как можно убедительнее обосновывать (доказывать) правдоподобие своих выводов. От того, насколько убедительными окажутся обоснования исследователями полученных выводов, зависит мера их социального признания в качестве научных знаний о воспитании человека.

 

Литература

  1. Сериков, Г.Н. Основание педагогических исследований [Текст] /
    Г. Н. Сериков. – Челябинск : ИИУМЦ «Образование», 2005. – 238 с.
  2. Сериков, Г. Н. Педагогика. Кн. 1. Объект исследований [Текст]  /
    Г. Н. Сериков. – М. : ИЦ ВЛАДОС, 2005. – 440 с.
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz