МАТЕРИАЛЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ПУБЛИКАЦИИ – КАК КОМПОНЕНТЫ ПОРТФОЛИО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ
Н.А.ЛАБУНСКАЯ
В принятом в 2011 году новом порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений сформулированы такие условия, которые требуют существенного осмысления и переосмысления учителем своей профессиональной деятельности. При формировании портфолио профессиональной деятельности как основного документа, по которому осуществляется аттестация, среди многих позиций, учителю предлагается показать свое участие в инновационной, экспериментальной, исследовательской деятельности, а также включить в него публикации по проблемам развития, воспитания, образования учащихся. Наличие этих материалов, в числе многих других, позволяет учителю претендовать на получение первой или высшей квалификационной категории.
В предлагаемой статье хотелось бы обсудить сущность и особенности возможной и доступной для любого учителя исследовательской деятельности и публикаций, как взаимосвязанных компонентов его портфолио. Представляется необходимым рассмотреть несколько аспектов проблемы. Прежде всего – собственно содержание инновационной, экспериментальной, и исследовательской деятельности педагога, материалы и результаты которых могут стать основой публикаций. Далее - варианты организации этих видов профессиональной деятельности. На наш взгляд, очень важно затронуть вопрос готовности учителей к реализации такого рода деятельности и подготовке полученных материалов к публикации.
Приступать к серьезному обсуждению сформулированных вопросов следует с понимания сути инновационной, экспериментальной и исследовательской деятельности, которые предлагаются осуществлять учителю. Однако в документах и материалах, раскрывающих суть новой аттестации, эти понятия никак не определены. Такое положение вещей ведет к возможности достаточно свободного их трактования как самими учителями, так и экспертами.
Обращение к более широкому материалу, выходящему за рамки аттестационного, позволяет определить примерные границы интересующих нас понятий. Так, по мнению экспертного сообщества, а также многих учителей, инновационная деятельность связывается сегодня прежде всего с применением в образовательно-воспитательном процессе информационно-компьютерных технологий (в определенной системе или на отдельных этапах процесса, в разных функциях). При этом инновационная деятельность учителя проявляется в использовании как готовых, лицензированных информационно-компьютерных продуктов, так и в разработке собственных. Кроме того, все большее распространение получают продукты ИКТ, создаваемые учащимися, которые также могут быть отнесены к инновационной деятельности педагога.
Экспериментальная работа учителя существует как достаточно широкое понятие. Прежде всего, это работа, проводимая в образовательном учреждении, имеющем статус экспериментальной площадки. В этом случае экспериментальная работа, проводимая учителем, организуется, направляется и контролируется извне, педагог обычно является ее участником, реже – одним из разработчиков.
Учитель может включиться в эксперимент и в ином случае – при проведении в его школе, или классах, научного экспериментального исследования, инициируемого кафедрами педагогического вуза в лице аспирантов или соискателей. При этом в роли последних может выступать сам учитель.
Весьма мала вероятность того, что учитель сам, по собственной инициативе и фактически для себя, ведет экспериментальную работу. Чаще всего такого рода работа не является экспериментальной, в основе ее - анализ и обобщение своего педагогического опыта. Материалы, содержащие обобщение своего опыта, учителю предлагается представлять в портфолио в отдельной позиции.
Методологически понятие «исследовательская деятельность» шире понятия «экспериментальная работа». И для учителей понятия «исследовательская деятельность, исследование» проявляются как наиболее широкие. Материалы исследований, в которых субъектами являются их ученики, проводимые научными работниками, педагогами «со стороны», аспирантами при активном включении самих учителей, весьма интересны для последних.
Возвращаясь к обсужденным понятиям, отметим, что определенная часть учителей имеет возможность включиться в инновационную, экспериментальную и исследовательскую деятельность. Полученные при этом материалы могут быть оформлены в виде публикаций. Обсуждая вопрос готовности учителей к такого рода деятельности, следует отметить, что надежными данными мы пока не располагаем. Предварительные опросы учителей, которые знакомятся с аттестационными материалами, показывают, что для преобладающего большинства названные виды деятельности в их работе практически не встречались и участие в них или самостоятельное проведение вызывает очевидные и значительные трудности. Устойчиво позитивные ответы об интересе к исследовательской деятельности и готовности обобщить материалы в виде публикаций дали не более 15% учителей, с которыми удалось переговорить.
Обратимся к обсуждению нескольких вопросов, более подробно раскрывающих проблему статьи. Какого рода материалы, полученные при исследовании учащихся, интересны учителям? Какого рода материалы доступны для подготовки учителями в качестве возможных публикаций? Какого рода продукты инновационной деятельности создаются учителями как результаты определенной исследовательской и проектной работы?
Большинство учителей, с которыми автор статьи работает многие годы (это учителя разных школ, преподающие различные предметы), проявляют интерес к материалам, полученным при исследовании их учащихся. Интересующие учителей материалы имеют вполне определенную направленность: диагностическую, социологическую или связанную с профессиональными ориентирами и планами учеников. Учителям необходимы материалы диагностического плана, позволяющие более глубоко понять мотивационную основу деятельности учеников, их интересы и желания, ценностные ориентиры, значимых других, их проблемы и трудности, выяснить то, что они относят к своим достижениям.
Исследования социологической направленности помогают выявить видимое и недостаточно видимое для учителя во взаимоотношениях в классе, между учащимися, а также развитие этих отношений. Выяснение профессиональных интересов, ориентаций, планов учащихся – важный и необходимый элемент исследования, особенно в условиях наблюдающегося позднего их формирования и проявления.
Источником получения такого рода материалов являются анкеты, опросы, игры и другие исследовательские инструменты вполне понятные учителям, разработать которые они, однако, самостоятельно не могут. В таких ситуациях учителя используют либо адаптированные материалы, которые они находят в разных источниках (удовлетворяющие их, реально работающие материалы попадаются крайне редко), либо предлагаемые консультантами, научными руководителями школы или преподавателями курсов повышения квалификации, профессионально занимающимися педагогическими исследованиями. Большая часть полученных в такого рода исследованиях данных доступна для анализа, обобщения самим учителем, а при актуальности и нетривиальности, и для опубликования. Однако на этапе опубликования материала у учителей возникают определенные трудности. Часть учителей, получив явно интересные для многих коллег материалы, затрудняется в методологически грамотном, научном его изложении. Часть – испытывает затруднения даже в изложении сути материала, не имея опыта написания статей. Не очень просто подобрать и издание (бумажное или электронное), готовое принять предлагаемый материал, хотя в последние годы перечень таких изданий существенно расширился. (Публикации в преобладающем большинстве из них осуществляются на платной основе).
Другим источником для подготовки печатной продукции является собственный педагогический опыт учителя. Этот материал предлагается представлять в том или ином виде в портфолио. Наиболее распространенной формой предъявления такого материала учителями является разработка открытого урока, обобщение методических наработок, внедренной технологии. Но обобщение опыта своей деятельности как системы, целостности, в многообразии индивидуальных проявлений и особенностей, вызывает у учителей существенные трудности. Они вполне понятны – очень сложно описать и проанализировать работу системы, находясь внутри нее. Для этого необходима помощь извне, в виде консультанта, тьютора, руководителя. В этом случае проводится глубинный анализ деятельности и описывается ее модель. А это вариант исследовательской работы, с которой обобщение опыта пока не ассоциируется.
Инновационная деятельность учителя, которая чаще всего осуществляется как исследовательская и проектная, еще один источник получения материалов для опубликования. Наиболее крупной формой в этом направлении является разработка учителем своего сайта. Не обладая статистическими данными, можно сказать одно - все больше учителей имеют свои постоянно обновляемые и активно посещаемые сайты. Сайт выступает многопланово, прежде всего, позволяя учителю по-иному, современно, интерактивно построить взаимодействие с учениками. Материал сайта, а также презентации, раскрывающие систему работы учителя, предъявляются на различные профессиональные конкурсы.
Организация исследовательской и проектной деятельности учащихся – актуальное направление в работе современного учителя, пока не нашедшее явного отражения в его портфолио. Что и как предлагается спроектировать и исследовать учащимся? В последнее время им предлагается разработать тематические с определенными целями и структурой презентации, странички сайта, направленные как на решение образовательных задач, так и на самопознание. Первые полученные нами в совместной с учителями работе результаты такого рода проектов представляются интересными и перспективными.
Обобщая предложенные для обсуждения материалы, необходимо обратить внимание на ряд моментов. Для большинства учителей участие в исследовательской деятельности и подготовка публикаций, входящих в профессиональное портфолио, вызывает определенные трудности, как в содержательном, так и в организационном планах. Для осуществления этой деятельности, анализа и оформления полученных материалов, учителя нуждаются в консультировании и сопровождении. Эта поддержка может быть осуществлена непосредственно в школах, через научных консультантов и руководителей, а также на курсах повышения квалификации. Представляется, что соответствующим аспектам профессиональной деятельности необходимо уделять большее внимание при подготовке студентов - будущих педагогов. Существенную роль в формировании этих аспектов профессиональной деятельности играют кафедры педагогики, включая необходимый материал в разрабатываемые программы дисциплин в соответствии с новыми образовательными стандартами.
Фотогалерея
Остальные фотографии на Я.Фотках |