Исследование проблем оценивания социально-значимых результатов современного школьного образования с позиций междисциплинарного подхода
Н.Ю. Конасова
Оценка результативности образования, определение его социальной эффективности, зачастую, представляется задачей трудно достижимой. Такая позиция отражена в материалах научных конференций, резюме общественных обсуждений, зафиксирована в текстах диссертационных исследований, научных и методических изданиях. Об оценке социальной эффективности образования – как о проблеме заявляют философы, социологи, педагоги, общественные деятели. Социальная эффективность, как проблема отнесена и в целом к образованию как сфере общественного и культурного воспроизводства и развития, и к его отдельным подсистемам, и прежде всего к общему – школьному образованию.
Осознание определения социальной эффективности образования как проблемы, по-видимому, неизбежно, в силу специфического набора инструментария, используемого каждой из отраслей знания, включающих данную тематику в свою орбиту. С этим связан такой аспект проблемы, как потребность в методологии, описывающей через теоретические положения, технический инструментарий, механизмы выявления социальной результативности образования. Отсутствие таких механизмов приводит либо к обоснованию преимуществ методологии отдельной науки, либо провоцирует отнесение к педагогическим факторам всего спектра социально-культурных изменений, произошедших в современном, в том числе, российском обществе.
Не разделяя в полном объеме идею о причислении к педагогическим факторам всех изменений, происходящих в обществе, выскажем, предположение о возможности выявления социальной эффективности образования через определение характеристик социально-значимых результатов с позиций междисциплинарного подхода.
Использование междисциплинарного подхода для исследования социально-значимых результатов нуждается в уточнении историко-культурных границ его применения.
Для исследования социально-значимых результатов, на наш взгляд, наиболее продуктивным является применение методов анализа конкретно-исторической ситуации, определяющей социально- культурный контекст развития образования. Не уменьшая потенциала сопоставительного историко-культурного анализа, усомнимся, однако, в действенности его использования для оценивания социально - значимых результатов образования. Во-первых, социально-значимые результаты всегда актуальны; во-вторых, методология их выявления, инструментарий различен и обусловлен множеством трудно учитываемых переменных, в том числе идеологических, общественно-политических, общественно-экономических. Снижает продуктивность использования возможностей сравнительного культурно-исторического анализа и специфика научного дискурса, тезауруса обсуждения научных, особенно, социокультурных проблем, специфичных для каждой эпохи.
Применение метода анализа конкретно - исторических ситуаций, неизбежно актуализирует вопрос о принципах исторической периодизации. На наш взгляд, использование метода конкретно-исторических ситуаций, при выявлении социально-значимых результатов образования, правомерно в случаях возможности разделения исторических эпох не только и не столько значимостью и масштабом событий, сколько по факту их представления в общественном и научном сознании. В качестве конкретно-исторических ситуаций - эпох, в исследовании проблем оценивания социально-значимых результатов современного школьного образования целесообразно выделить такие характеристики современного общества, как «постиндустриальное», «информационное общество», «постсоветский» период развития России. Нецелесообразность применения сравнительно-исторического метода к проблематике исследования социально-значимых результатов школьного образования в полном объеме, не отменяет вероятности установления определенных параллелей, отдельных сравнений и сопоставлений, там, где это возможно.
Определение общенаучных методов как продуктивных для использования в рамках междисциплинарного подхода, позволяет выделить следующие виды анализа: проблемный (проблемно-ориентированный), факторный и контент-анализ. Проблемный анализ дает возможность охарактеризовать явления и процессы, под действие которых попадает современное, в том числе школьное образование, обозначить их позитивные и негативные аспекты; описать действующие и возможные сценарии влияния этих процессов на жизнь школы. Контент - анализ содействует установлению наиболее существенных признаков процессов и явлений. Факторный анализ определяет меру влияния этих признаков на формирование социально-значимых результатов образования, границ и возможностей их поддержки и развития в деятельности современной школы.
В качестве системообразующего предмета оценивания, связующего различные представления о результатах образования может быть выделена такая интегральная, междисциплинарная характеристика как «компетентность». В рамках обозначенной темы, определяющей является возникшая общественная ситуация, при которой образовательные учреждения, в том числе школа, усилиями политиков, философов, общественных деятелей, оказалась вовлечена в педагогическую парадигму компетентностного подхода, в рамках которого, образовательный результат, достигнут, когда предъявлен в ситуациях жизнедеятельности, на этапе обучения в образовательном учреждении моделируемых. На образовательные учреждения, в том числе школу, по сути, возложена цивилизационная миссия достижения новых видов образовательных результатов. Реализация этой миссии предполагает и решение задачи формирования отношения к этим результатам, не только у учащихся и их родителей, но и у социальных заказчиков образовательной программы школы, к которым могут быть отнесены: учреждения профессионального образования, науки и культуры, производственные и бизнес объединения, органы местного самоуправления.
Теория компетентности, используемая как методология определения качественных характеристик субъекта деятельности, различающая содержание, формы, методы оценки в зависимости от цели, содержания, характера, направленности деятельности, позволяет по - новому осмыслить проблемы определения социально-значимых результатов, придать решению этих проблем не только теоретическую, но и практическую значимость. Применение междисциплинарной теории успешности развития личности, каковой является компетентностная парадигма при решении проблем определения социально-значимых результатов, возможно, позволит устранить тот когнитивный диссонанс, которым сегодня сопровождается появление все новых и новых дефиниций компетентности, в том числе в области школьного образования, и одновременно, обозначить границы конструктивного диалога школы и общества. Ведь если сферы оценки различных видов компетентности будут разнесены по разным субъектам, разным формам, то, во-первых, минимизируется состав таких компетентностей. Зачем нужны компетентности, если их некому и незачем оценивать? Кроме этого, возникает соображение о том, что не все компетентности должны оценивать учителя, иначе, все рассуждения о социальном заказе бессмысленны. Во-вторых, школа вынуждена будет, наконец, повернуться лицом к социуму и задать ему вопрос, а хорошо ли мы вас учим? Да, внедрение такого подхода требует усилий и со стороны школы, и со стороны общества. Первым шагом на этом пути может быть привлечение в качестве экспертов к оценке социально-значимых образовательных результатов социальных и педагогических партнеров школы, тех, с кем школа реализует совместные (образовательные, досуговые, оздоровительные, просветительские программы). Сейчас ситуация такова, что эффективность таких программ никто особо не отслеживает. А ведь к определению их результативности можно привлечь специалистов, которые участвует в исполнении таких программ. Контролирует же педагог то, чему он научил и это ни у кого не вызывает возражения. Может быть, в таком случае сами программы будут более качественными. Помимо этого, оценка социально-значимых образовательных результатов может представлять собой социальный проект, направленный на развитие диалога школы и общества. В рамках этой технологии роль каждого общественного эксперта персонифицируется по тому кругу результатов, которые он в силу своей социальной и профессиональной принадлежности может оценить. Примеры использования компетентностной парадигмы в рамках междисциплинарного подхода отражают лишь некоторые его возможности, существуют и иные варианты. Общий же смысл использования междисциплинарного подхода (если оценивают не только педагоги, мы и получаем междисциплинарное видение результата) состоит в вовлечение персонифицированных представителей общества в образовательный процесс. А там, где есть вовлечение, свидетельствуют исследования [1,2], там и происходит кристаллизация и согласование социальных представлений о значимых целях и результатах образования.
Литература
1. Агафонова Н.Н., Брехач Р.А., Жадаев Д.Н. Содержание общественного заказа системе образования: эффективные механизмы способов предъявления результатов выполнения общественного заказа профессиональным сообществом: материалы социологического исследования – Пермь: ПГПУ, 2009 – 114 с.
2. Логинова И. А. Особенности социальных представлений о целях школьного образования в различных социальных группах: диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук – Самара, 2005. - 203 с.
Фотогалерея
Остальные фотографии на Я.Фотках |