ФОРУМ "Педагогика в современном мире" обсуждение статей здесь

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ и ОБРАЗОВАНИЯ РФ
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
психолого-педагогический факультет
кафедра педагогики

Интернет-Форум в рамках  Всероссийской научной конференции с международным участием «Педагогика в современном мире»

Исследование проблем оценивания   социально-значимых результатов современного школьного образования с позиций междисциплинарного подхода

Н.Ю. Конасова

Оценка  результативности образования, определение его социальной эффективности, зачастую, представляется задачей  трудно достижимой.  Такая позиция  отражена в материалах научных  конференций, резюме общественных обсуждений, зафиксирована в текстах диссертационных исследований, научных и методических изданиях. Об оценке социальной эффективности образования  – как о проблеме заявляют философы, социологи, педагоги,  общественные деятели. Социальная  эффективность, как проблема отнесена и в целом к образованию как сфере общественного и культурного воспроизводства и развития, и к его  отдельным подсистемам, и прежде всего к общему – школьному образованию. 

Осознание  определения социальной эффективности образования  как проблемы, по-видимому, неизбежно, в силу     специфического набора инструментария, используемого каждой из   отраслей знания, включающих данную  тематику в свою орбиту.  С этим связан такой аспект проблемы, как  потребность в методологии, описывающей через теоретические положения, технический инструментарий, механизмы выявления социальной результативности  образования. Отсутствие таких механизмов приводит либо к   обоснованию преимуществ методологии отдельной науки, либо провоцирует  отнесение  к педагогическим факторам всего спектра социально-культурных изменений, произошедших в  современном, в том числе,  российском обществе.

Не разделяя  в полном объеме идею  о причислении к педагогическим факторам всех  изменений, происходящих  в обществе, выскажем, предположение о возможности выявления социальной эффективности образования через определение характеристик социально-значимых результатов с позиций междисциплинарного подхода. 

Использование междисциплинарного подхода для исследования социально-значимых результатов нуждается в уточнении историко-культурных границ его применения. 

Для исследования социально-значимых результатов, на наш взгляд,  наиболее  продуктивным является применение методов анализа  конкретно-исторической ситуации, определяющей социально- культурный  контекст развития образования. Не уменьшая потенциала  сопоставительного историко-культурного анализа, усомнимся, однако, в действенности   его использования  для  оценивания социально - значимых результатов образования. Во-первых, социально-значимые результаты  всегда актуальны;  во-вторых, методология их выявления, инструментарий  различен и обусловлен множеством трудно учитываемых переменных, в том числе идеологических, общественно-политических, общественно-экономических. Снижает продуктивность использования возможностей сравнительного культурно-исторического анализа и специфика научного дискурса, тезауруса обсуждения научных, особенно, социокультурных проблем, специфичных для каждой эпохи.

Применение метода анализа  конкретно - исторических ситуаций, неизбежно  актуализирует вопрос о принципах исторической периодизации. На наш взгляд, использование метода конкретно-исторических ситуаций, при выявлении социально-значимых результатов образования,   правомерно в случаях возможности  разделения исторических  эпох не только и не столько значимостью и масштабом событий, сколько по факту их представления в общественном и научном сознании. В качестве конкретно-исторических ситуаций  - эпох, в  исследовании проблем оценивания социально-значимых результатов современного школьного образования целесообразно выделить такие характеристики современного общества, как   «постиндустриальное»,  «информационное общество», «постсоветский» период развития России.  Нецелесообразность  применения  сравнительно-исторического метода    к проблематике исследования социально-значимых  результатов школьного образования в полном объеме, не отменяет вероятности установления определенных параллелей, отдельных сравнений и сопоставлений, там, где это возможно.

Определение общенаучных методов как продуктивных   для  использования  в рамках междисциплинарного подхода,   позволяет  выделить   следующие виды анализа: проблемный (проблемно-ориентированный), факторный   и контент-анализ. Проблемный анализ дает возможность охарактеризовать      явления и процессы, под  действие которых попадает современное, в том числе школьное образование, обозначить их позитивные и негативные аспекты;  описать действующие и возможные сценарии влияния  этих процессов на жизнь школы. Контент - анализ  содействует установлению наиболее существенных признаков процессов и явлений. Факторный анализ  определяет   меру влияния этих признаков на формирование социально-значимых результатов образования, границ и возможностей их поддержки  и развития  в деятельности современной школы.

В качестве системообразующего  предмета оценивания, связующего различные представления о результатах образования может быть выделена такая интегральная, междисциплинарная характеристика как «компетентность».  В рамках обозначенной темы,  определяющей является возникшая общественная ситуация, при которой  образовательные учреждения, в том числе школа, усилиями политиков, философов, общественных деятелей, оказалась  вовлечена в  педагогическую парадигму компетентностного  подхода, в рамках которого, образовательный результат, достигнут, когда предъявлен в ситуациях жизнедеятельности,  на этапе обучения в образовательном учреждении моделируемых. На образовательные  учреждения, в том числе школу, по сути,  возложена цивилизационная  миссия  достижения  новых видов образовательных результатов. Реализация этой миссии предполагает и решение задачи  формирования отношения к этим результатам, не только у учащихся и их родителей, но и у социальных заказчиков образовательной программы школы,  к которым могут быть отнесены:  учреждения профессионального образования, науки и культуры, производственные и бизнес  объединения, органы  местного самоуправления.

Теория компетентности,  используемая как  методология определения качественных характеристик  субъекта деятельности, различающая   содержание, формы, методы оценки в зависимости от цели, содержания, характера, направленности  деятельности,   позволяет  по -  новому  осмыслить проблемы определения социально-значимых  результатов, придать решению этих проблем не только теоретическую, но и практическую  значимость. Применение междисциплинарной теории успешности развития личности, каковой является компетентностная  парадигма  при   решении проблем определения социально-значимых  результатов, возможно, позволит устранить тот когнитивный диссонанс, которым сегодня сопровождается появление все новых и новых дефиниций компетентности, в том числе в области школьного образования, и одновременно, обозначить границы конструктивного диалога школы и общества.  Ведь если  сферы оценки различных видов компетентности  будут разнесены  по разным субъектам, разным формам, то, во-первых, минимизируется состав таких компетентностей. Зачем нужны компетентности, если их некому и незачем оценивать? Кроме этого, возникает соображение о том, что не все компетентности должны  оценивать учителя, иначе, все рассуждения о социальном заказе бессмысленны. Во-вторых,  школа вынуждена будет, наконец, повернуться лицом к социуму и  задать ему вопрос, а хорошо ли мы вас учим?  Да, внедрение такого подхода требует усилий и со стороны школы, и со стороны общества. Первым шагом на этом пути может быть   привлечение в качестве экспертов к оценке  социально-значимых образовательных результатов социальных и педагогических партнеров школы, тех,   с кем школа  реализует совместные (образовательные,  досуговые, оздоровительные, просветительские программы). Сейчас ситуация такова, что эффективность таких программ никто особо не  отслеживает. А ведь к определению их результативности можно привлечь специалистов, которые участвует в исполнении таких программ. Контролирует  же педагог то, чему он научил и это ни у кого не вызывает возражения.  Может быть,  в таком случае сами программы будут более качественными.  Помимо этого,   оценка социально-значимых образовательных результатов     может   представлять собой  социальный проект, направленный  на  развитие диалога  школы и общества. В рамках  этой технологии  роль каждого общественного эксперта персонифицируется по тому кругу результатов, которые он в силу своей социальной и профессиональной принадлежности  может оценить. Примеры   использования компетентностной  парадигмы в рамках междисциплинарного подхода отражают лишь некоторые его возможности, существуют и иные варианты. Общий же смысл  использования междисциплинарного подхода (если оценивают не только  педагоги, мы и получаем междисциплинарное видение результата) состоит в вовлечение персонифицированных представителей общества в образовательный процесс. А там, где есть вовлечение, свидетельствуют исследования [1,2],  там и происходит кристаллизация и согласование социальных представлений о  значимых целях и результатах образования.  

Литература

1. Агафонова Н.Н., Брехач Р.А., Жадаев Д.Н. Содержание общественного заказа системе образования: эффективные механизмы способов предъявления  результатов выполнения общественного заказа профессиональным сообществом: материалы социологического исследования – Пермь: ПГПУ, 2009 – 114 с.

2.  Логинова И. А.  Особенности социальных представлений о целях школьного образования в различных социальных группах: диссертация на соискание ученой степени кандидата  психологических наук – Самара, 2005. - 203 с. 

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz