Матвиенко С. В.
Религиозно-нравственные понятия у студентов: педагогический аспект
Проблема формирования у студентов базовых нравственных понятий создает необходимость использовать, в том числе, знания об этих моральных ценностях в процессе изучения учебной дисциплины «Религиоведение».
Религиоведение обращается к рассмотрению мировоззренческих вопросов в нравственно-педагогическом аспекте и предлагает оптимальные варианты ответов. Осваивая эту дисциплину, студент приобретает навыки ведения мировоззренческого диалога, овладевает искусством понимания других людей.
Указанная дисциплина способствует реализации свободы совести, становлению гражданских качеств личности, позволяет ориентироваться в определенных социально-политических процессах, выявляет общее и различное в политике разных партий и общественных движений по религиозному вопросу.
В соответствии с новыми образовательными стандартами программа учебной дисциплины «Религиоведение» включает в себя ряд тем, способствующих формированию у студентов таких нравственных понятий, как, например, «честь» и «достоинство». К таким темам можно отнести следующие:
- Религия как общественное явление;
- Национальные религии (иудаизм, индуизм);
- Мировые религии (буддизм, христианство, ислам);
- Свобода совести и вероисповедания.
Процесс воспитания нравственных качеств личности нельзя считать эффективным, если студенты не испытывают потребности развивать свои религиозно-нравственные взгляды; не желают найти свой стиль поведения по отношению к представителям иных религиозных убеждений; отсутствует стремление к самосовершенствованию.
Острой и не получившей пока однозначного решения остается педагогическая проблема «вуз и религия».
Это — сложная и многоаспектная тема. Ее исследование невозможно без анализа динамики общественно-политических процессов, без учета исторического опыта и бытующих стереотипов общественного сознания. Очевидно, что процесс изменения отношения к религии в российском обществе сложен и противоречив, и это не может не отражаться на отношении общества и государства к проблемам реализации принципа свободы совести в области религиоведческого и религиозного образования.
Сложность данной проблемы заключается еще и в том, что в сознании значительной части вузовских преподавателей и даже руководителей системы образования нет четкой дифференциации религиоведческого образования, основанного на религиоведении как науке о религии, и религиозного образования как обучения основам религиозной веры, конфессиональной догматике и культовым действиям, что ведет к подмене одного другим, а на практике — к попыткам религиозных организаций и части педагогических работников обойти конституционный принцип светского характера государственного и муниципального образования.
Для решения данной проблемы были сформулированы методологические положения, в частности, положение о влиянии религиозных убеждений или их отсутствия на психологическое состояние личности студента и его проявлении в основных видах деятельности через внутренние, психологические условия (цели, мотивы и т. д.)
Нами было проведено эмпирическое исследование, направленное на выявление уровня сформированности религиозно-нравственных ценностей студентов Центрального филиала «Российской академии правосудия». Актуальность исследования обусловлена тем, что существует определенная дистанция, а иногда и противоречие, между теоретическим знанием религиозно-нравственных норм, которые должны соблюдаться в жизни, и их реализацией в конкретном поведении студентов.
В эксперименте участвовало 80 человек: 40 студентов 1-го курса и 40 студентов 5-го курса Центрального филиала «Российской академии правосудия». Выбор такого контингента испытуемых позволяет, на наш взгляд, судить об особенностях и динамике религиозно-нравственных ценностей студентов в процессе обучения в вузе.
Испытуемым был предложен ряд вопросов из специально разработанного нами опросника «Изучение уровня развития религиозно-нравственных ценностей студентов вуза», применяемый для достижения поставленной цели, с вариантами ответов, из которых опрашиваемые должны были выбрать один, более всего отвечающий их убеждениям.
Так, например, респонденты отвечали на следующие вопросы.
- Как Вы относитесь к представителям других религий?
- Есть ли у Вас друзья другой национальности или вероисповедания?
- Считаете ли Вы себя толерантным к представителям других религий?
- Если Вы случайно стали участником религиозного или национального конфликта, как Вы себя поведете?
- Как Ваша семья относится к современному религиозному образованию?
- Будете ли Вы выбирать супруга (супругу), исходя из религиозных или национальных принципов?
- Будете ли Вы приобщать своих детей к религии?
Результаты исследования показали, что наблюдается определенная тенденция развития религиозно-нравственных качеств студентов в лучшую сторону. Если на 1 курсе молодые люди чаще всего не имеют четкого представления о религии как таковой и в результате этого совершают поведенческие ошибки, то к 5-му курсу, выстраивая свои отношения с другими людьми, ребята становятся более толерантными и доброжелательными.
Учитывая факт, что к 4-5 курсам многие студенты становятся семейными людьми, можно утверждать следующее: для них религиозно-нравственные качества играют более значимую роль, чем для первокурсников, так как они (выпускники) уже выстраивают личные отношения в собственной молодой семье, нередко воспитывая при этом своих детей.
Дальнейшая работа в указанном выше направлении продолжается.
Проблема религиозно-нравственного становления личности, в том числе студенческой молодежи, всегда находилась и будет находиться в центре внимания педагогической науки.
Фотогалерея
Остальные фотографии на Я.Фотках |