Радионова Н.Ф.
д.п.н., профессор кафедры педагогики
РГПУ им.А.И.Герцена
СТАНОВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ УЧИТЕЛЕЙ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ОРИЕНТИР В РАЗВИТИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Хорошо известно, что становление учителя, особенно в современном мире, процесс сложный. Так, по разным основаниям в этом процессе исследователи выделяют различные этапы (допрофессиональный, профессиональной подготовки, этап профессиональной деятельности). Однако во всех случаях подчеркивается необходимость обеспечения взаимосвязи этапов, их преемственности. Другими словами, это значит, что, опираясь на достижения (образовательные и личностные) будущего учителя в прошлом, важно эффективно помогать ему в настоящем, понимая, что оно имеет продолжение в будущем.
Процесс становления учителя всегда дифференцирован, а особенно сейчас, что проявляется и в разнообразии мотивов выбора профессии, и в степени включенности в профессию, и в результатах самой профессиональной деятельности. А это значит, что не может быть одинаковых путей помощи становящемуся учителю. Необходимы разнообразные маршруты его подготовки.
Процесс становления учителя всегда противоречивый. В этом процессе «сталкиваются» требования к учителю и возможности их удовлетворения, стремления, желания, интересы учителя и результаты его деятельности, желания, амбиции и те умения, которые необходимы для их реализации.
Все эти и многие другие противоречия не могут быть разрешены без участия самого учителя в собственном профессионально-личностном развитии. А это значит, что, если мы действительно хотим помогать учителю в его профессиональном становлении, то необходимо объединить усилия всех заинтересованных сторон, необходима разработка различных вариантов помощи учителю, необходимо создавать условия, стимулирующие учителя к профессиональному становлению.
Становление учителя происходит под влиянием множества факторов (см. рис. 1), каждый из которых вносит свой вклад в этот процесс.
Рис. 1. Факторы становления учителя
Так, семья ценностно ориентирует человека, школа обогащает опыт решения жизненных задач на основе приобретенных, добытых знаний. Природный потенциал облегчает или усложняет принятие многих жизненных, в том числе и профессиональных решений и т. д. Однако среди всех факторов особое место принадлежит педагогическому образованию, которое призвано помочь будущему учителю в его становлении на этапе профессиональной подготовки. Оно призвано создать необходимые условия для такого становления и стимулировать активность, самостоятельность, ответственность становящегося учителя по использованию этих условий и их преобразованию.
Педагогическое образование как система отвечает сегодня за подготовку кадров для различных видов профессиональной деятельности в образовании, для разных ступеней и уровней образования. Именно поэтому в нее включаются все учреждения, организации, которые реализуют соответствующие программы профессионально-педагогической направленности, а не только учреждения педагогического профиля (колледжи, институты, академии, университеты). Что же в педагогическом образовании уже сделано по обновлению подготовки учительских кадров?
Во-первых, осуществляется уровневая подготовка учителей (см. рис. 2).
Рис. 2. Уровневая подготовка будущих учителей в вузе
Эта подготовка предполагает, что через 4 года обучения в бакалавриате будущий учитель может пойти работать в школу или продолжить свое обучение по магистерской программе: своего профиля, другого профиля в своем вузе или по выбранному профилю в другом вузе (своего города, региона, страны или даже за рубежом). Таким образом, реализация (последовательная, четкая, методически оснащенная) этой модели объективно создает условия для многообразия маршрутов подготовки учителя, что отвечает самой сущности процесса его становления, и одновременно актуализирует проблему использования бакалавров и магистров образования на рынке труда с учетом их готовности к решению разного уровня задач профессиональной деятельности.
Во-вторых,система педагогического образования готовила учителей по 7 укрупненным направлениям (естественнонаучное образование, физико-математическое образование, филологическое образование, социально-экономическое образование, технологическое образование, педагогика, художественное образование) и более чем по 40 специальностям. С сентября 2011 .началась подготовка по трем направлениям, которые соотнесены со всеми ранее действовавшими профилями: педагогическое образование, психолого-педагогическое образование, специальное (дефектологическое) образование. Переход на такую подготовку позволит усилить общекультурную и общепрофессиональную подготовку учителей разных профилей, что в значительной степени сможет облегчить каждому студенту выбор того или иного профиля. Однако при таком подходе могут возникнуть проблемы, связанные со специальной предметной подготовкой.
В-третьих,система педагогического образования работала по второму поколению государственных образовательных стандартов, которое задает структуру содержания, минимум содержания, требования к условиям реализации основной образовательной программы, требования к выпускникам. С 2011 начат переход на третье поколение стандартов, которое задает требования-задачи к профессиональной деятельности, требования к результатам подготовки выпускников, требования к структуре основных образовательных программ, требования к условиям их реализации. Специфика стандартов третьего поколения состоит в том, что они, как и стандарты школьного образования, выстроены на компетентностном подходе и сориентированы в полной мере на решение задач новой школы, которые прописаны в национальной образовательной инициативе. Ориентация на ребенка, его таланты, интересы, проектирование педагогического процесса на основе современных педагогических и информационных технологий, развитие современной системы оценочной деятельности, построение образовательной среды, развитие инновационного мышления самого учителя — эти и другие вопросы рассматриваются в новом поколении стандартов в качестве ведущих задач профессиональной деятельности современного учителя.
В-четвертых, изменения в педагогическом образовании сегодня затрагивают и содержание, и организацию подготовки будущих учителей. Происходит переход от дисциплинарной системы построения содержания и организации к модульной, от линейного образовательного процесса — к многообразию образовательных маршрутов. В связи с этим появляются возможности для большего выбора будущими учителями своего маршрута, возможности для развития их ответственности за сделанный выбор. Содержание образования оказывается более сориентированным на задачи профессиональной деятельности. Появляются возможности для оптимизации деятельности преподавателей вузов. Но вместе с тем актуализируется ряд проблем, связанных с ценностным согласованием позиций самих преподавателей: взаимосвязь науки и учебной дисциплины, интеграция и дифференциация в образовательном процессе, фундаментализация и практическая направленность подготовки будущих учителей и др.
В-пятых, в педагогическом образовании выстраивается накопительная система оценки, в которой отслеживается становление общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Эти компетенции оформляются на основе знаний, умений, опыта, которые приобретаются, осваиваются от шага к шагу. Для оценки компетенций используются новые, ранее малоизвестные обучающимся формы (портфолио, например). В этих условиях актуализируется проблема мотивации обучающихся, их ответственности, проблема организации самостоятельной работы будущих учителей и их исследовательской деятельности. В-шестых, к сказанному можно добавить, что педагогическое образование формирует современные ресурсы, которые позволяют решать задачи обеспечения качества профессионального образования. Система переходит на новые формы финансирования, которые ставят ее в очень непростые условия, осваивает опыт приема абитуриентов по результатам единого государственного экзамена, которые дают определенную информацию для размышления. Так, рейтинг, подготовленный Высшей школой экономики и РИА-Новости по заказу Общественной палаты РФ, свидетельствует о том, что из 60 педагогических вузов в 2010 г. ни один не попал в число престижных, для которых средний балл по ЕГЭ выше 70%. Однако только 10 педагогических вузов (17%) оказались в трудном положении (средний балл ниже 55%), в то время как этот процент среди технических, технологических и архитектурно-строительных вузов составляет 25%, среди аграрных вузов — 77%. Все рассмотренные выше нововведения открывают определенные возможности для становлучителя нового типа, т. е. учителя, способного решать новые задачи своей профессиональной деятельности. К таким возможностям можно отнести прежде всего возможность построения в вузе образовательной среды, соответствующей инфраструктуры, в которой будущие учителя не просто осваивают чужой опыт, а «проживают» его. Так, ориентация образовательного процесса в вузе на развитие компетенций будущих учителей существенно обогащает их представление о компетентностном подходе к педагогическому процессу в школе. Предоставление будущим учителям возможности построения своего образовательного маршрута обогащает их опыт ситуациями выбора и убеждает не только в необходимости, но и возможности вариативности в образовании.
Конечно, нововведения открывают возможности для построения новых педагогических отношений, при которых принцип взаимного содействия и сотрудничества студентов и преподавателей, студентов, самих преподавателей оказывается ведущим.
Открываются возможности и для построения нелинейного образовательного процесса, в котором совместная деятельность его участников приобретает разнообразные формы (индивидуально-совместная, параллельно-совместная, последовательно-совместная, сотрудничество).
А в итоге мы можем говорить, что открываются возможности обеспечения нового качества подготовки учителей, поскольку эта подготовка сориентирована на возможности и потребности будущих учителей, она отражает требования к новой школе, которые предъявляет общество; в оптимизации этой подготовки заинтересовано государство.
Но нововведения в педагогическом образовании открывают не только возможности, но и актуализируют ряд общих проблем.
Первая группа проблем связана с самим педагогическим образованием. Трудной проблемой сегодня оказывается согласование запросов будущих учителей и ориентаций государства на качество их подготовки. Так, по результатам исследования Высшей школы экономики, средний балл пришедших в 2010 г. в педагогические вузы колеблется от 66,4% до 49%, а мотивация только каждого третьего абитуриента связана с профессиональной педагогической деятельностью. Все это свидетельствует о том, что абитуриенты, пришедшие в педагогические вузы, далеко не всегда сориентированы на работу по подготовке к своей профессиональной деятельности. Эта ситуация может иметь разные решения. Снижение требований к студентам может ухудшить качество подготовки. Массовое отчисление неготовых студентов может привести к сокращению преподавательского состава, к социальной напряженности в обществе.
Трудной проблемой является и готовность преподавателей к работе в условиях инновационного развития: мешают сложившиеся стереотипы в профессиональной деятельности, мешает высокая нагрузка, мешает сложившаяся установка на то, что инновации в нашей стране — акт, а не процесс.
Особой проблемой является качество учебно-методического обеспечения, которое далеко не всегда отвечает потребностям сегодняшнего дня. Учебно-методические материалы не всегда сориентированы на студентов, не всегда стимулируют их к самостоятельной работе.
Вторая группа проблем связана со взаимодействием педагогического образования со своими партнерами.
Настало время существенно пересмотреть содержание и характер связей со школами. Сегодня необходимы новые формы: включение опытных учителей в подготовку будущих профессионалов, использование инновационного опыта школы, проведение совместных исследований.
Вместе с работодателями необходимо согласовать позиции по таким вопросам, как квалификационные требования к профессиональной педагогической деятельности и самим педагогам , экзамен на должность, использование бакалавров и магистров на рынке педагогического труда.
Таким образом педагогическое образование должно постоянно развиваться, чтобы адекватно отвечать на вызовы времени. В качестве одного из ценностных ориентиров такого развития выступает становление современного учителя, от которого зависит становление человека как высшей ценности и главного капитала современности.
Фотогалерея
Остальные фотографии на Я.Фотках |