ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Алеева Ю.В.,
Алтайская государственная педагогическая академия
В мировой системе образования широко распространено положение о том, что к началу XI столетия со всей очевидностью проявится зависимость будущего состояния и развития цивилизации от того, какими качествами и способностями будут обладать люди, получающие знание в наше время.
Начало третьего тысячелетия для России - эпоха перемен, которая востребовала конструктивное творчество профессионалов во всех областях жизни общества и сфере образования в особенности.
Модернизация образования в России проводится с расчетом на то, что его развитие явится действенным фактором повышения образовательного уровня общества в целом и создания условия его дальнейшего совершенствования. В связи с вышесказанным первоочередной задачей становится перестройка мышления людей, воспитания готовности к творческой деятельности.
Важным направлением совершенствования качества подготовки специалистов в различных профессиональных сферах является формирование культуры учебной деятельности студентов как исходный этап становления культуры учебного труда, как фактор непрерывного образования и саморазвития личности. Оптимизация профессиональной культуры будущих специалистов, составной частью которой является повышение уровня культуры учения, становится необходимым условием совершенствования педагогического процесса в соответствии с требованиями перестройки высшей школы.
Для того чтобы полнее представить процесс становления культуры учебной деятельности студентов, следует, остановиться на содержании понятий «культура», «культура учебной деятельности студентов» и «формирование культуры учебной деятельности студентов».
«Культура» - это сложное, многогранное понятие и поэтому исследователями оно рассматривается с разных позиций.
В «Российском энциклопедическом словаре» культура определяется как совокупность созданных человеком в ходе его деятельности специфических жизненных форм, а также сам процесс их создания и воспроизводства. [1].
В работах зарубежных ученых культура рассматривается с религиозных, идеалистических и материалистических точек зрения.
Н. Смелзер считает, что «понятие культуры символизирует убеждения, ценности и выразительные средства (применяемые в искусстве и литературе), которые являются общими для какой-то группы; они служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы» [2: 96].
Ученый-педагог С.И. Гессен придерживается мнения, что понятие «культура» обозначает совокупность трех слоев жизни современного человека: образованность, гражданственность, цивилизация [3].
В социологическом словаре Г.В. Осипова дается следующее определение культуры: «Культура 1) уровень овладения той или иной областью знаний или деятельности; 2) формы социального поведения человека, обусловленные уровнем его воспитания и образования» [4: 75].
Вслед за Э.С. Маркаряном, мы полагаем, что концепция культуры должна базироваться на анализе самой человеческой деятельности [5: 17]. Основанием для такого вывода служит понимание деятельности как системы, элементами которой являются: субъекты, направляющие свою энергию на познание, оценивание, преобразование объектов и общающихся друг с другом для достижения целей.
Личность студентов характеризуется комплексом социально значимых черт, важнейшим компонентом которого выступает общая культура. Наличие в общей культуре студентов такой составляющей, как культура учебной деятельности, дает основание утверждать, что культура – явление целостное и реализует она себя соответствующим образом. Своими элементами она представлена в обучении, в общении и отдыхе, в самообразовании и самосовершенствовании и т.п.
Согласно Е.В. Бондаревской и С.В. Кульневич, под культурологическим подходом к формированию учебной деятельности понимается видение данного процесса сквозь призму культуры, т.е. его восприятие как культурного процесса. При этом основными моментами, определяющими культурологический подход к учебной деятельности студентов выступают следующие положения:
- студент воспринимается преподавателем как субъект жизни, способный к культурному саморазвитию и самоизменению;
- преподаватель является посредником между студентом и культурой, он вводит его в мир культуры и оказывает поддержку личности студента в индивидуальном самоопределении в мире культурных ценностей;
- учебная деятельность рассматривается как культурный процесс, движущими силами которого являются личные смыслы, диалог и сотрудничество его участников в достижении целей культурного саморазвития;
- учебное учреждение представляет собой целостное культурно-образовательное пространство, где живут и воссоздаются культурные образцы жизни, происходят культурные события, осуществляется творение культуры и воспитание человека культуры [6].
Таким образом «культура учебной деятельности» - неотъемлемая часть общей культуры человека, высокая степень развития учебной деятельности, продуктом которой являются личные смыслы, диалог и сотрудничество ее участников в достижении целей культурного саморазвития и самоопределения личности учащегося. Следовательно «формирование культуры учебной деятельности студентов» - это процесс и результат направленных, продуманных, закономерных, предметно обусловленных количественных и качественных изменений в структуре и содержании учебной деятельности студентов, преемственно следующих друг за другом и объединяемых в узлы и стадии посредством функционирования процессов накопления, саморазвития и самоопределения источником которых выступают внешние и внутренние противоречия.
Согласно вышеизложенному, основными структурными компонентами культуры учебной деятельности являются: процесс оптимизации учебной деятельности, стремление личности к развитию своих способностей, эмоционально-ценностное отношение к творчеству. Эффективность педагогического руководства развитием культуры учения предполагает создание следующих организационных условий: обеспечение направленности образовательных программ и их содержания на становление культуры учебной деятельности студентов; формирование достаточного ресурсного обеспечения учебного процесса (информационного, учебного, научно-методического и материально-технического); формирование ценностного отношения к культуре, как составляющей внутреннюю основу самовоспитания культуры деятельности; развитие учебного самосознания студентов; создание адекватных современным требованиям социально-бытовых условий.
В высших учебных заведениях ведущая роль в развитии культуры учебной деятельности принадлежит кафедрам педагогики и психологии. В связи с этим можно определить следующие педагогические условия формирования культуры учебной деятельности студентов:
- направленность занятий по предметам психолого-педагогического цикла на развитие самосознания и субъектной позиции у студентов, усвоение знаний и умений как инструмента саморазвития;
- организация специального обучения студентов основам научной организации умственного труда в форме спецкурса «Культура учебной деятельности студентов»;
- методическое обеспечение деятельности преподавателей общественных и специальных дисциплин по формированию культуры учения;
- участие в психолого-педагогической подготовке аспирантов и молодых преподавателей к руководству развитием культуры учения;
- разработка системы диагностических методик, направленных на определение уровня сформированности культуры учебной деятельности первокурсников;
- создание учебно-методических пособий по проблеме для студентов и преподавателей;
- организация внеаудиторных форм работы по формированию у студентов высокого уровня культуры учения: консультации, групповые и индивидуальные беседы, проведение конкурсов на лучший конспект, аннотацию, рецензию, реферат и т.д.;
- разработка системы заданий, уровней и критериев для изучения динамики развития у студентов культуры учебной деятельности;
- конструирование единой программы формирования культуры учения на весь период обучения студентов с указанием цели, задач и конкретного вклада каждой дисциплины в их решение.
При проектировании занятий преподавателю необходимо руководствоваться следующими положениями: изложение учебного материала на уровне общих принципов и идей; организация продуктивной поисковой деятельности студентов; осуществление как общего, так и косвенного педагогического руководства.
Реализация этих положений обеспечивает стимулирование познавательной активности и самостоятельности студентов, перестройку характера взаимодействий в субъект-субъектные и соответственно формирование умений самоорганизации деятельности. Субъектная позиция студентов в учебной деятельности, обладающей признаками самоорганизации, определяется совокупностью положительных показателей по всем ее компонентам. Охарактеризуем компоненты учебной деятельности студентов.
Мотивация студентов характеризуется положительным, активным, познавательным, личностно-пристрастным отношением к учебной деятельности, означающим включенность студента как субъекта в эту деятельность.
Способность студентов к постановке и принятию учебной задачи определяется пониманием смысла сформулированной преподавателем учебной задачи, умением самостоятельно организовывать и контролировать правильность вариантов ее решения, готовностью самостоятельно конструировать учебные задачи в новых, нестандартных ситуациях.
Сформированность учебных действий студентов выражается в безошибочном и последовательном их выполнении в ходе решения учебной задачи, в отсутствии напряженности и быстрой утомляемости, во внимательном восприятии учебного материала, устранении внешних и внутренних неблагоприятных причин, рациональном осуществлении подготовки к занятиям и планировании действий в учебной работе в целом.
В структуре учебной деятельности необходимо выделить рефлексивный компонент характеризующий анализ собственного сознания и деятельности (взгляд на собственную мысль и действия со стороны). Отсюда следует, что именно самоконтроль характеризует учебную деятельность как управляемый самим студентом произвольный процесс. В качестве внутренних условий развития самоорганизации учебной деятельности выступают: направленность студентов на будущую профессию; осознание ими значимости самоорганизации и саморегуляции для успешности учебной и профессиональной деятельности; устойчивая мотивация получения соответствующих знаний и освоения необходимых способов действия; сознательная активность учащихся в ходе формирующей деятельности; направленность на тренинг необходимых умений в условиях учебной, учебно-профессиональной, а в дальнейшем и профессиональной деятельности.
Таким образом, реализация рассмотренного комплекса организационно-педагогических условий становления культуры учебной деятельности студентов будет успешной, если:
- формирование учебной деятельности будет осуществляться в контексте культурологического подхода, для восприятия ее как общекультурной, личностно-значимой ценностью, а, следовательно, в качестве критерия получаемых знаний должно рассматриваться не только соответствие его действительности, сколько их согласование со смысловыми установками культуры;
- ведущим ориентиром процесса становления культуры учебной деятельности является личностное развитие студентов, предполагающее целенаправленное создание условий для всемерного проявления личностных функций субъектов обучения, их самосознания и самореализации;
- процесс становления учебной деятельности студентов организован на основе всемерного стимулирования творческой активности, которая позволяет целенаправленно изменять психику и формировать креативные способности личности;
- системность свойств учебной деятельности предопределяет специфику практических действий по ее развитию, заключающуюся в несводимости структуры учебной деятельности какому либо ведущему компоненту и формированию учебной деятельности студентов во всей полноте ее строения.
Библиографический список
1. Российский энциклопедический словарь: В 2 кн. / Гл.
ред. А.М. Прохоров. – М.: Большая Российская энциклопедия,
2001. Кн. 1: А-Н. – 1023 с. Кн. 2: Н-Я. – 2015 с.
2. Смелзер, Н. Социология [Текст] / Н. Смелзер. – М.: Феникс, 1994. – 680 с.
3. Гессен, С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию [Текст] / С.И. Гессен / Отв. ред. и составитель П.В. Алексеев. – М.: Школа-Пресс, 1995. – 448 с.
4. Социологический энциклопедический словарь / Под ред. Г.В. Осипова. – М.: ИНФРА, Норма, 1998. – 488 с.
5. Маркарян, Э.С. Очерки теории культуры [Текст] / Э.С. Маркарян. – Ереван: Изд. АН Арм. ССР, 1969. – 228 с.
6. Бондаревская, Е.В., Кульневич, С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания [Текст] / Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич. – Ростов-на-Дону: Учитель, 1999. – 560 с.
Фотогалерея
Остальные фотографии на Я.Фотках |