Пусвацет В.С.
Опыт взаимодействия Института (Кафедры) педагогики с другими институтами в подготовке педагогических кадров в Германии
Одним из приоритетных направлений современного университета является гуманизация образования. Гуманизация образования в вышей школе ориентирована на проблемно-аналитическую систему обучения, на преодоление разрыва между гуманитарными и негуманитарными дисциплинами и узкой специализацией. Развитие данных ориентиров не возможно без взаимодействия между институтами, кафедрами, лабораториями и самими преподавателями.
В данной статье рассматривается опыт взаимодействия кафедры педагогики Потсдамского университета с другими кафедрами в подготовки педагогических кадров.
Взаимодействия и совместная работа кафедры педагогики с другими кафедрами обуславливается, в первую очередь, организацией обучения. Подготовка будущих учителей к педагогической деятельности осуществляется на основе модели воспитательно-научного образования.
Потсдамская модель воспитательно-научного образования в подготовке педагогических кадров состоит из базовой и основной учебной деятельности и структурирована в модули, которые функционально определены временной последовательностью, практиками и академическими ассортиментами. Воспитательно-научное образование студентов начинается с 1-го или со 2-го семестра, модули рассчитаны на одни либо два семестра.
Учебная программа воспитательно-научного образования имеет следующие модули:
Модуль 1: Введение в профессиональную деятельность учителя.
Модуль 2: Педагогические научные основы.
Модуль 3: Профессионально-научное расширение компетенции, профиль профессионально-исследовательской деятельности.
Модель включают занятия: по педагогике, психологии, социальным наукам и школьному праву (школьному управлению).
В данной модели участвуют Институт (кафедра) педагогики, институт (кафедра) психологии, институт (кафедра) социальных наук.
В Потсдамской воспитательно-научной модели каждый модуль завершается практикой. Согласно государственному предписанию, педагогическая практика (Школьное практическое обучение) в университете ориентирует студентов на работу в школах, а также помогает им получить практический опыт и оценить «личную пригодность» к профессии учителя.
Практика, то есть посещение занятий в школах, находится в тесной связи с учебными занятиями по педагогике или методике и включает виды:
- многонедельную школьную практику;
- отраслевую практику.
Организация и разработка содержания педагогической практики находится в компетенции университетов, а земельные законы «Образования преподавателя» обозначают только основные инструкции по ее организации, и затрагивают вопросы об участии в практике школ.
Педагогическая практика состоит из двух основных составляющих:
- воспитательно-научной практики;
- отраслевой дидактической практики.
Воспитательно-научная практика реализуется в рамках Потсдамской модели воспитательно-научного образования, где, согласно программе, каждый модуль включает определенный вид практики.
Итак, научно-воспитательная практика делится на три типа практик:
- практика ориентации и внедрения (блок «практика», минимум 3 недели);
- практика в психолого-педагогических полях действия (блок «практика», минимум 3 недели);
- психолого-диагностическая практика (минимум 1 неделя).
Практика ориентации и внедрения проводится после первого или второго семестра в свободное от лекций время - минимум 3 недели или как школьное практическое мероприятие, включающее промежуточные итоги составных частей в пределах Интегрированного вступительного семестра.
Данный вид практики входит в обязанность института педагогики и соответственно кафедры школьной педагогики.
Доступом к практике ориентации и внедрения является сертификат об успешном участии на занятиях «Введение в школьную педагогику».
Ориентационная практика включает экскурсии в особые (коррекционные) школы, в различные образовательные учреждения, а также практику в одной из школ, где студент сотрудничает с учителями и учениками, участвуя в воспитательной и научной работе школы, знакомится с профессиональными требованиями, что дает возможность ему приобретать и отражать собственный школьный опыт.
Итогом работы является письменный отчет о проделанной работе, где руководитель определяет основные позиции и выставляет зачет.
Практика в психолого-педагогических полях действия, как правило, проводится от 2 до 4 семестра. Проведение практики входит в обязанность воспитательно-научных институтов.
Доступом к практике является сертификат об успешном участии на занятиях «Дидактика общей педагогики».
Практику студенты проходят в учреждениях общественной и свободной борьбы с безнадзорностью, в воспитательной области школ, во внешкольной образовательной области, а также в соответствующих воспитательно-научных исследовательских проектах. Сотрудничая с детскими и молодежными группами, студенты должны познакомиться с различными социальными полями образования. Данная практика предполагает работу с документами учреждений, разработку и проведение воспитательных мероприятий, участие в научно-воспитательных проектах школы.
Итогом работы является письменный отчет о проделанной работе, где руководитель определяет основные позиции и выставляет зачет.
Психолого-диагностическая практика проводится в 3 или в 5 семестре продолжительностью минимум 1 неделя и находится в компетенции Институтов психологии. Допуск к практике – сертификат об успешном участии на занятиях «Психолого-педагогическая диагностика».
Практику будущие педагоги проходят в школе под руководством научного руководителя. На этой практике студенты знакомятся с дифференцированными психологическими постановками вопроса. Они проводят диагностику при помощи психолого-диагностических методов и подготавливаются к оценке от учеников.
Итогом работы является сдача мини-исследовательской работы. Преподавателем выставляется оценка.
Отраслевая дидактическая практика находится в компетенции отраслевых дидактик, состоит из двух составляющих:
- отраслевые дидактические практики дня;
- практики занятия (блок «практика» минимум 4 - 6 недель).
Отраслевые дидактические практики дня (школьные практические упражнения) проводятся в каждом учебном предмете с подводящими итоги мероприятиями.
Практики занятия студенты проходят как четырехнедельные практики по каждому предмету из двух (к преподаванию которых он готовится) или как 6-недельную практику по обоим предметам в свободное от лекций время.
Прохождение каждого компонента школьного практического изучения должно подтверждаться получением зачета или отметки. Практика проводится совместно преподавателями университета и учителями школы, ее можно пройти и в другой земле, и заграницей.
И так, педагогическая практика разрабатывается и проводится в тесном сотрудничестве Институтов педагогики, социальной работы и психологии, кафедрами методики преподавания отдельных дисциплин и учителями.
Таким образом, Институт педагогики в Потсдамском университете разрабатывает и приводит педагогическую подготовку во взаимодействие и тесном сотрудничестве с Институтом психологии, институтом социальных наук, кафедрами преподавания отдельных дисциплин, учителями школ и педагогическим работниками учреждениями социальных полей действия.
Фотогалерея
Остальные фотографии на Я.Фотках |