И.С.Батракова, д.п.н., проф. каф. педагогики
РГПУ им. А.И.Герцена
Особенности организации научно-исследовательской деятельности магистрантов кафедры педагогики
В Федеральном государственном образовательном стандарте указывается, что в соответствии с задачами профессиональной деятельности и целями основной образовательной программы магистр должен обладать определенным набором профессиональных компетенций, среди которых особенно выделяются профессиональные компетенции в области научно-исследовательской деятельности (4). Новый стандарт также обязывает обеспечить магистранту реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных маршрутов с учетом специфики магистерской программы.
На кафедре педагогики накоплен определенный опыт организации научно-исследовательской деятельности магистранта. Остановимся кратко на описании этого опыта.
1. Успешное освоение дисциплин общенаучного цикла - «Современные проблемы науки и образования» (Писарева С.А.), «Методы и методология научного исследования» (Вершинина Н.А), «Информационные технологии в профессиональной деятельности» ( Ахаян А.А.).
Для этого блока характерно: активное включение студентов в выполнение заданий, связанных с построением проблемного поля современных педагогических исследований в логике образовательной магистерской программы на основании анализа публикаций и матрицы актуальных проблем практики отечественного образования; работа с кейсами «Взаимосвязь науки и практики», «Лучшие образовательные практики», «Инновационная педагогическая практика», материалы к которым подбираются с учетом области профессиональной деятельности магистрантов; подготовка и участие в учебной конференции по результатам микроисследований студенческих коллективов магистерских программ.
Такая организация процесса освоения дисциплин общенаучного цикла способствует обеспечению продвижения магистранта к успешной, результативной научно-исследовательской деятельности.
2.Продуктивное применение технологии организации научно-исследовательской деятельности.
Использование этих технологий направлено на развитие у магистрантов навыков командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений; формирование лидерских качеств. Это возможно через включение студентов в научные семинары, проводимые в диалоговом режиме; в работу мастерских и мастер-классов, проводимых учеными кафедры педагогики; в деловые и ролевые игры, тренинги; в разбор конкретных ситуаций профессиональной деятельности на основе кейс-метода; в проведение научно-практических конференций (видеоконференций) и др. Важное место занимает проведение научно-исследовательских семинаров, как формы сквозной организации деятельности магистрантов в течение всего времени обучения, обеспечивающей условия для формирования исследовательских компетенций (выработка у магистрантов навыков научной дискуссии и презентации исследовательских результатов; обеспечение обсуждения результатов научно-исследовательской работы магистранта с привлечением работодателей и ведущих исследователей для оценки уровня приобретенных знаний, умений, сформированных компетенций и др.). Такой семинар по своему назначению связан, прежде всего, с общенаучным и профессиональным циклами.
3.Ориентация на интересы и потребности магистрантов при организации научно-исследовательской деятельности.
Как показывают исследования, проводимые на кафедре педагогики (Боровик Л.К., Соляников Ю.В., Лебедева Л.И., Наумова Л.К. Пискунова Е.В. и др.) продуктивность организации научно-исследовательской деятельности магистрантов во многом зависит от внутренней потребности студента в исследовательской деятельности, от личностного и профессионального интереса к выполняемому исследованию, определенного исследовательского опыта. Кроме того, студенты приобретают ценностный опыт, связанный с нормами, интересами, предпочтениями; опыт рефлексии; опыт сотрудничества, складывающийся при взаимодействии с другими участниками исследовательской деятельности.
4. Изменение профессиональной роли преподавателя при организации научно-исследовательской работы.
Преподаватель выступает, как модератор, партнер, координатор, наставник группы магистрантов. Он осуществляет инструктаж по содержанию и алгоритму выполнения заданий; проводит консультации (индивидуальные и групповые) при разработке планов и программы выполнения заданий; оказывает индивидуальную педагогическую поддержку магистранта в его самостоятельной работе. Он выступает в роли консультанта, задача которого - оказать помощь студенту в решении проблемных ситуаций, но по инициативе самого студента.
Такой подход позволяет преподавателю обеспечить потребность студента в консультирование; «ощущение» ответственности, как за себя самого, так и за результат своей деятельности; способность принимать самостоятельные решения. Сердцевиной такого консультирования является рефлексивное взаимодействие между консультантом и студентом, построенное на ценностной основе. Для реализации успешного консультирования необходимо максимальное уважение и интерес к проблеме, которую стремится решить магистрант; принятие консультируемого, позитивное отношение к нему во время консультации; возможность выбора им стратегии разрешения проблемы в процессе взаимодействия; открытость опыта преподавателя опыту студента; разрешение проблемной ситуации с опорой на самоактуализирующуюся тенденцию студента (К.Роджерсом ).
Именно процессное консультирование (консультирование по процессу) предполагает организацию командной работы для совместного решения проблем, формулирования исследовательских задач; разработки путей их решения. В процессе взаимодействия преподаватель выясняет ожидания студентов, обозначает разнообразные подходы к решению проблем, предоставляет выбор стратегии каждому магистрату. В этом случае консультирование носит прогностический и опережающий характер и обеспечивает условия для успешного развития профессиональной компетентности магистрантов.
5. Особенности организации научно-исследовательской практики.
Особое место в научно-исследовательской деятельности магистрантов занимает организация научно-исследовательской практики. Остановимся на некоторых аспектах построения программы практики в контексте нового стандарта.
В настоящее время на кафедре педагогики РГПУ им. А.И.Герцена реализуется одиннадцать программ. В 2011 году было принято 92 студента. При этом более 70% из них - это специалисты с определенным профессиональным опытом в области образования. Данный факт предъявляет особые требования к профессиональной деятельности директоров магистерских программ, академических консультантов, преподавателей.
На кафедре педагогики четко определены функции директора и академических консультантов, что позволяет оперативно принимать согласованные решения по продуктивной организации процесса обучения магистрантов (корректировка учебных планов, программ производственных практик, программ учебных дисциплин и т.д.); оказывать педагогическую поддержку студентам; сопровождать успешную реализацию магистерских программ; координировать работу всех преподавателей, работающих в рамках образовательной программы.
Для успешной организации образовательного процесса директорами магистерских программ были согласованы сроки проведения всех видов практик и научно-исследовательской работы (магистранты всех программ одновременно уходят на практику), разработана программа научно-исследовательской практики, включающая инвариантную и вариативную части, которая отражала специфику каждой магистерской программы. В качестве примера рассмотрим программу научно-исследовательской практики магистратуры «Образование взрослых».
Научно-исследовательская практика проводится в течение 6 недель во втором семестре и на нее отводится 9 кредитов. Цель и ожидаемые результаты производственной практики: обеспечить формирование компетенций магистрантов в области научного исследования актуальных проблем образования взрослых.
Формирование компетенций:
- готов использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач (ОК-2);
- готов осуществлять профессиональную коммуникацию на государственном (русском) и иностранном языках (ОПК-1);
- готов использовать современные технологии диагностики и оценивания качества образовательного процесса (ПК-2);
- способен анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач (ПК-5).
Для достижения поставленной цели необходимо, чтобы студенты
Знали:
- историю и современную методологию образования и педагогики
- научные основы теории и практики образования взрослых;
- научные основы организации и управления процессами образования взрослых, соответствующие документы и стратегию, связанную с данными процессами;
- инновационные процессы в современном образовании взрослых;
- особенности процессов познания, мотивации в учебе в разные периоды жизни взрослых;
Умели:
- оперировать основными теоретическими знаниями в профессиональной области и собственном образовании;
- анализировать различные теоретические подходы на основе рефлексивных процессов.
- использовать ресурсные информационные базы при решении задач мониторинга процессе образования взрослых
- применять методы математического моделирования и статистической обработки при решении профессиональных задач способность
- анализировать, интерпретировать и представлять результаты исследований при решении образовательных задач в условиях модернизации непрерывного профессионального образования;
- вести научную дискуссию.
Владели:
- способами анализа отбора и анализа современных научных источников информации, необходимых для осмысления взаимосвязей внутри андрагогики и смежных с ней наук.
- современными технологиями поиска, обработки и представления информации.
- современными методами построения научного исследования в педагогической области педагогики
- навыками проектирования и реализации моделей образования взрослых (разные целевые группы) в учреждениях дополнительного профессионального образования.
- навыками создания научного текста с учетом его формальных и содержательных характеристик по результатам самостоятельного исследования проблем образования взрослых.
- навыками публичных выступлений, научной дискуссии и презентации результатов научно-исследовательской работы.
Содержание инвариантных заданий, выполняемых магистрантами в ходе производственной практики, представлено в таблице 1.
Таблица 1. Содержание инвариантных заданий
№ п/п | Формулировка задания | Форма отчетности | Формируемые компетенции |
1. | выбор и обоснование актуальной проблемы исследования |
| ОК-2 |
2. | работа с информационными, справочными, реферативными изданиями по проблеме | Картотека литературных источников по теме магистерской | ПК -5 |
3 | выявление электронных ресурсов по проблеме исследования | Картотека электронных ресурсов по исследуемой проблеме | ПК -5 |
4. | изучение научных методик, используемых при подготовке диссертационных исследований по исследуемой проблеме | описание научных методик | ПК -5 |
5. | реферирование научных публикаций по проблематике. | Обзорный реферат по проблеме исследования | ПК -5 |
6. | подготовка научной статьи | Статья | ПК -5 |
7.
| подготовка отчета о научно-исследовательской практике (обоснование актуальности проблемы исследования, ее научной разработанности; определение цели и задач исследования, его теоретических и методологических основ) и тезисов выступления |
Отчет и выступление на научно-практической конференции | ОПК -1 |
Содержание вариативных заданий, выполняемых в ходе производственной практики, представлено в таблице 2.
Таблица 2. Содержание вариативных заданий
№ п/п | Формулировка задания | Форма отчетности | Формируемые компетенции |
1. | Сбор эмпирических материалов по исследуемой проблеме, их анализ и обработка, оценка и интерпретация результатов | Эмпирические материалы | ПК-2 |
2. | Оценка продуктивности образовательного учреждения с позиции исследуемой проблемы в сфере образования взрослых | Анализ деятельности образовательного учреждения | ПК-5 |
3. | Разработка программы диагностического исследования по проблеме образования взрослых | Программа диагностического исследования | ПК-2 |
4. | Проведение диагностики, по проблеме исследования, качественная и математико-статистическая обработка полученного экспериментального материала | Отчет о диагностическом исследовании | ПК-2 |
Особенности организации практики заключаются в определении функциональных обязанностей руководителя научно-исследовательской практики, среди которых: организация взаимодействия с учреждениями, на базе которых проводится НИП; составление индивидуальных заданий для магистрантов; контроль выполнения заданий магистрантами; консультация магистрантов по вопросам выполнения индивидуальных заданий; организация итоговой конференции по НИП; оформление отчетных документов по итогам НИП.
Содержание итоговой аттестации по результатам производственной практики может быть представлено отзывом работодателя; письменным отчетом магистранта; статьей научно-исследовательского характера; устным выступлением на конференции.
В заключение статьи необходимо отметить, что представленный опыт по организации научно-исследовательской деятельности магистратов – это отражение успешной деятельности команды единомышленников (директоров магистерских программ, преподавателей, академических консультантов), усилия которых направлены на развитие профессиональной компетентности магистрантов.
Список используемой литературы
1.Магистратура по направлению «Педагогика»: научно-исследовательская и научно-педагогическая практики /Составитель Е.Н.Глубокова - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009.
2.Модернизация современного университетского образования/Под ред. Бордовского Г.А., Гончарова С.А. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008.
3.Педагогическое образование в переходный период: результаты исследований 2010 года: Сборник статей по материалам внутривузовской научной конференции, 2 марта 2011 года. – СПб: Изд-во «Лема», 2011.
4.Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Педагогическое образование» Квалификация (степень) магистр.
Фотогалерея
Остальные фотографии на Я.Фотках |