ФОРУМ "Педагогика в современном мире" обсуждение статей здесь

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ и ОБРАЗОВАНИЯ РФ
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
психолого-педагогический факультет
кафедра педагогики

Интернет-Форум в рамках  Всероссийской научной конференции с международным участием «Педагогика в современном мире»

Волкова Н.В. Образовательная событийность как условие изменения           качества подготовки студентов к педагогической деятельности.

Предметом нашего исследования является реконструкция образовательного опыта Гуманитарной школы, анализ Школы как образовательного события; изучение влияния образовательной событийности на подготовку студентов к педагогической деятельности.

Методологическим  основанием исследования выступает гуманитарный подход, для которого важно изучение прецедентов личного участия и присутствия человека в образовании, выявление феноменов личных устремлений и воли человека к участию в своём образовании, рассмотрение эмпирической реальности изучаемой практики (Г.Н. Прозументова).

В нашем исследовании использовались методики гуманитарного исследования, разработанные Г.Н. Прозументовой для изучения эмпирической реальности образовательных инноваций [1]:

-   Методика феноменологического описания образовательных инноваций – создание текстов самоописания человеком своих «значащих» действий для проявления мест "личного присутствия" человека в своём образовании, изучения инноваций как личного и смыслообразующего действия;

-   Методика реконструкции инновационного опыта – выделение эмпирических признаков образовательного содержания и потенциала ситуации участия человека в своём образовании, включающая в себя формулирование темы и контекста исследования; постановку задачи исследования опыта; самоописание биографической ситуации и сюжета личного действия; аналитический комментарий; аналитическое обобщение;

-    методика типологизации образовательной реальности инноваций направлена на определение эмпирических характеристик явления образовательной реальности инноваций, включает процедуры опознания, выделения устойчивых эмпирических признаков, их группировку, обоснование характеристик и зависимостей, определяющих качество и особенности создаваемой образовательной реальности.

Исследовательским материалом послужило феноменологическое описание прецедентов организации Гуманитарной школы (далее Школа).

Контекст исследования. Я являюсь доцентом кафедры педагогики в Алтайской государственной академии образования имени В. М. Шукшина. А с 2005 по настоящее время –  руководителем Гуманитарной школы. Участниками Школы выступают студенты филологического факультета 1- 5 курсов, учащиеся 5-8 классов школ города Бийска, преподаватели филологического, педагогического  факультетов (всего более 200 участников). С 2005 года по 2010 год было организовано и проведено 15 Школ.

Анализ организации и проведения трёх первых Школ позволил сформулировать представление о Школе как образовательном событии и проявить особые образовательные эффекты этого события. В числе образовательных эффектов были проявлены:  открытие участниками Школы (детьми и взрослыми) значимости и личного смысла своего взаимодействия; открытие ими возможностей совместной деятельности; открытие студентами «себя» в отношении к педагогической профессии.

Дальнейшее исследование было связано с установлением признаков и характеристик, существенных для понимания Школы как образовательного события. Анализ рефлексивных работ студентов и других участников Школы заставил нас обратить внимание на  устойчивые признаки, которые использовались для описания своего отношения к Школе. Мы установили, что в ряду признаков, повторяющихся в рефлексивных текстах, отмечается: появление в связи с участием в Школе личного отношения студентов к предмету; педагогике и педагогической деятельности; обнаружение студентами, их открытием у себя педагогических задатков, способностей, профессиональных качеств; взгляд на ребёнка и изменение представлений о ребёнке как личности, как интересном собеседнике; изменение представлений участников Школы о себе, своей личности, своих возможностях и способностях; открытие возможностей совместной деятельности для своего образования; переживание рождающегося педагогического и образовательного опыта. На основании такой реконструкции опыта участия в Гуманитарной школе были выделены устойчивые эмпирические признаки Гуманитарной школы как образовательного события, обобщены и типизированы характеристики образовательной событийности [2]:

- Открытие («себя» как личности, своего отношения к профессии, своему образованию);

- Открытие детьми и взрослыми «себя» как участников совместной деятельности и возможностей этой деятельности;

- Порождение, появление (личного отношения к совместной деятельности, переживание значимости участия и взаимодействия, переживание своего отношения студентов к педагогической деятельности);

- Расширение и обогащение, создание опыта (личных отношений взрослых и детей друг к другу, опыта личного действия, образовательного, педагогического опыта).

Группировка эмпирических признаков позволила говорить о трех группах типичных характеристик образовательной событийности: открытие, порождение (появление), создание нового опыта.

На следующем этапе изучения событийности Гуманитарной школы нами была предпринята попытка установить факторы, определяющие отношение и оценку Школы ее участниками как образовательного события.

Предварительно по материалам рефлексивных текстов участников Школы было установлено, что такими факторами могут быть: вовлечённость разных участников Школы в её подготовку и проведение; возможность реализации личных инициатив в организации Школы, проявленность личных инициатив; организация пространства образовательных проб; само содержание взаимодействия участников Школы.

В целом, можно утверждать, что установлена зависимость между особенностями организации Гуманитарной школы и образовательной событийностью. При этом наиболее существенным фактором, обусловливающим отношение к Школе как образовательному событию, является качество вовлечённости разных участников Школы в её подготовку и проведение; возможность реализации ими личных инициатив в организации Школы; создание пространства для образовательных проб; влияние участников Школы на ее содержание, формы организации, проект. Исследование  показало, что при организации каждой Школы проявляется эффект ее образовательной событийности. Во всех Школах проявляются также характеристики  образовательной событийности, как «открытие», «порождение», «новый опыт». Но именно вовлеченность участников Школы в ее организацию обусловливает наиболее сильные, устойчивые эффекты переживания и оценку Школы как образовательного события. Поэтому можно сказать, что феномен образовательной событийности может быть обусловлен и оказывает существенное влияние на отношение студентов к педагогической деятельности.

В этой связи с одной стороны наше исследование показывает, что стоит внимательно отнестись и обратить внимание на характеристики событийности, установленные эмпирическим путём («открытие», «порождение», «новый опыт»). Но с другой стороны, анализ литературы показывает, что характеристики события, которые являются для нас устойчивыми образовательными эффектами, не «схватываются» в современной научной литературе, не представляются существенными [3]. Поэтому мы не просто используем «событийность», мы выходим на понятие «образовательная событийность». Мы начинаем формировать понятие «образовательное событие» для того, чтобы выделить эффекты образовательного события и использовать их в подготовке студентов к педагогической деятельности.

Концепт образовательного события. Во-первых, образовательное событие мы понимаем как определённым образом организованное участие (вовлечённость) в совместной деятельности, открывающее (ребёнка, «себя», совместную деятельность, «себя» в профессии), порождающее действия по созиданию (личного отношения студентов к педагогической деятельности; сильных переживаний), как участие в создании «нового».  При этом «открытие» – это то, что человек открывает для себя; «порождение» - это то, что появляется в результате личного действия; участие в создании «нового» – при этом человек становится причиной новых связей и отношений; становления  педагогического опыта.

Во-вторых, мы установили, что образовательное событие «открывает» педагогическую профессию; «открытие» студента в профессии происходит событийно. На образовательном событии происходит определение студентами совместности как предмета педагогической деятельности; не просто происходит открытие «себя» в профессии, студенты профессию открывают совершенно по-новому. Через образовательные события возникает выделение самой предметности педагогической деятельности. Анализ рефлексивных текстов студентов (во всех проведённых Школах)  показывает, что происходит открытие «себя» как педагога, порождение новых связей, отношений к ребёнку, т.е. именно таких педагогических связей, где они участвуют, куда они вовлечены.

В-третьих, исследование показало, что только такие формы, как образовательное событие, помогают понять дефицит профессионального образования, как дефицит «встречи» с педагогической деятельностью. Т.е. только попадая в образовательное событие, студенты начинают рефлексировать и критически оценивать ту профессиональную  подготовку, которая им даётся. И осуществляется это именно через сопоставление ими того, что происходит в этом событии с ними, как со студентами, открывающими педагогическую профессию, и что этого не достаёт в традиционной  систематической подготовке. Они обнаруживают дефициты вовлечённости в совместную деятельность с детьми; дефициты взаимодействия, общения с детьми; дефицит встречи с самим собой как педагогом;  дефицит понимания, осмысления педагогической профессии и себя в ней. Именно поэтому мы обсуждаем, исследуем образовательное событие, событийность – они дают представление о дефицитах в профессиональной подготовке. Образовательное событие является началом открытия педагогической предметности через погружение в эту предметность и рефлексию своего образования, оценку подготовки в этой области.

На этом основании можно формулировать противоречие между тем, что для эффективной подготовки студентов к педагогической деятельности необходимо совершить открытие предмета этой деятельности, понять отношение к педагогической деятельности и т.д. и тем, что в существующих формах организации этой подготовки такого «открытия» не происходит.

На основании эмпирического анализа образовательной практики мы полагаем, что локальные образовательные события меняют подготовку студентов к педагогической деятельности. Вместе с тем образовательная событийность меняет качество подготовки студентов к педагогической деятельности (характеристики событийности – это основания  изменения качества подготовки). Организация образовательных событий позволяет проявить и отрефлексировать совместность как предмет педагогической деятельности, помогает открыть студенту ребёнка и себя как участников образования; позволяет открыть предметность педагогической деятельности.

Образовательное событие формирует опыт образовательной событийности. Опыт, в котором человек пробует свои усилия, выражает свои усилия и делает новые усилия по изменению реальности и тем самым открывает самого себя в новом пространстве и в новом ракурсе. При этом опыт образовательной событийности может быть использован, специально организован и будет влиять на образование компетенций в педагогической деятельности.  Событийность актуализирует субъектный опыт, переводит действие в образовательную деятельность студента и компетентность. Опыт образовательной событийности является основой становления педагогической деятельности и должен быть использован в подготовке студентов к педагогической деятельности. В целом, мы полагаем, что образовательное событие и образовательная событийность могут выступать условием изменения качества подготовки студентов к педагогической деятельности.

Библиографический список

1. Прозументова, Г.Н. Типологизация  образовательной реальности инноваций: стратегия и методика гуманитарного исследования. // Переход к Открытому образовательному пространству. Ч.2: Типологизация образовательных инноваций / Под ред. Г.Н. Прозументовой. – Томск: Томский государственный университет,  2009. –  448с. – с. 37 – 41

2. Волкова, Н.В. Место и роль образовательных событий в подготовке студентов к инновационной педагогической деятельности / Н.В. Волкова // Вестник Томского государственного университета. № 336 – Томск, 2010. – с. 156-162.

3. Волкова, Н.В. Образовательное событие – феномен и реконструкция инновационного образовательного опыта / Н.В. Волкова // Сибирский психологический журнал. № 36 - Томск, 2010. – 105 с. – с. 42-45.

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz