ФОРУМ "Педагогика в современном мире" обсуждение статей здесь

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ и ОБРАЗОВАНИЯ РФ
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
психолого-педагогический факультет
кафедра педагогики

Интернет-Форум в рамках  Всероссийской научной конференции с международным участием «Педагогика в современном мире»

Кочнева С.В., к.п.н.

Педагогический блог и сайт: две формы альтернативного образовательного пространства

Время не стоит на месте. Бурный рост цифровых технологий привел к появлению нового средства массовой информации – всемирной сети Интернет, где ряд сервисов можно применить  в педагогической практике с точки зрения самостоятельной  технологии и возможности организации альтернативного образовательного пространства.

Сегодня существует несколько определений понятия «педагогическая технология». Это может быть «описание процесса достижения планируемых результатов обучения»[5]; «организационно-методический инструмент педагогического процесса»[2]; «совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, способствующих реализации поставленных задач» [8]. Нам близка точка зрения В.П. Беспалько, который определяет понятие «педагогическая технология»  как «содержательная техника реализации учебного процесса» [2].  Такой взгляд на педагогическую технологию позволяет реализовать ее с позиции деятельностного подхода, основная идея которого заключена в том, что учитель создает условия для приобретения учеником знаний, а ученик учится сам, что, в свою очередь, способствует развитию личности обучающегося в учебном процессе (Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин и др.).

 Интернет-технология в условиях современного общества становится полноправным альтернативным участником педагогического процесса – специально организованного целенаправленного взаимодействия педагога и учащегося, направленного на решение развивающих образовательных задач. 

Ю.К.Бабанский выделяет  4 компонента педагогического процесса: целевой, содержательный (смысл), деятельностный (организационно-управленческий, сотрудничество участников образовательного процесса), результативный [1].

Б.Т.Лихачев в системе педагогического процесса определяет педагога как системообразующее звено, где учитель  одновременно выступает как объект и субъект деятельности. В содержание процесса Б.Т.Лихачев включает основы наук и культуры, а также управленческий аспект, предусматривающий педагогическую диагностику и гармоничное взаимодействие с общественной и природной средой [8].

Движущей силой педагогического процесса являются внутренние противоречия как объективного, так и субъективного характера.

Объективным противоречием традиционного педагогического процесса, по мнению многих исследователей,  является несоответствие между коллективом педагогов, привыкших к  хорошо известным методам, средствам и формам работы,  и творческой личностью,  для которой  поиск новых соответствующих запросам времени  способов предъявления информации, естественное состояние. Другое объективное  противоречие - это  несоответствие  между большим потоком информации и возможностью ее применения в практической деятельности участников образовательного  процесса.

К субъективным внутренним противоречиям можно отнести отставание  учителя от быстро меняющихся условий социальной жизни.

Преодолеть данные противоречия и призвано альтернативное образовательное пространство, созданное на основе сетевого взаимодействия участников образовательного процесса.

 Развитие  различных Интернет-технологий   ставит перед педагогом задачу их адекватного применения в  своей практической деятельности.

Результатом такого сетевого взаимодействия является формирование новых форм коммуникации между людьми, функционирующими, по выражению М.Коуэла, в «пятом измерении» [7].

На сегодняшний день самым популярным из видов сетевого взаимодействия является  блог (англ. Blog, от web log, сетевой журнал или дневник событий) - основное содержание которого – это регулярно добавляемые записи,  содержащие текст, изображения, аудио или мультимедиа информацию. Для блогов характерны небольшие  записи (посты) временной значимости, размещенные  в обратном хронологическом порядке (последняя запись сверху).

Блог напоминает традиционный дневник, который «вырос»  из Живого журнала, но в отличие от привычного нам дневника,  он публичен. Автор блога понимает, что любой читатель (не только участник организованного образовательного процесса) может вступить с ним в полемику посредством комментариев. Такой подход способствует развитию критического мышления.

В практике чаще встречаются личные блоги (с точки зрения авторского состава), хотя есть примеры и группового (клубного) авторства[9]. Исходя из цели автора (авторов) блога,  они могут быть открытыми или закрытыми (например, для отдельного класса или группы школьников).

По содержанию выделяют тематические блоги или общие. Чаще всего блоги размещают в сети на службе блогов. Такое размещение  не требует от создателей блога  специальных навыков программиста и максимально упрощает систему управления блогом. Но есть профессионалы, которые размещают блоги на самостоятельном хостинге, что позволяет им организовать независимую  систему управления содержанием своего блога.

Изначально большинство блогов было «сетевыми дневниками», постепенно стали появляться блоги одного урока или темы, отдельного учителя-предметника, класса или классного руководителя. Отдельное место среди различного вида блогов занимают «блог - учебный проект», «блог ученика или электронная тетрадь ученика», а также блог «для дистанционной поддержки ученика». В педагогической практике  можно встретить  «блог директора», «блоги заместителя директора по учебной и воспитательной работе», «блог библиотекаря», кроме этого созданы блоги  «для поддержки  повышения квалификации педагогов». Данная классификация является попыткой систематизации уже имеющихся в практике работы блогов «в соответствии с задачами, которые решают их авторы»[6].

Ведение блога педагогом – это инновация в педагогической деятельности, которая является ответом сегодняшнему вызову времени. К блогу учитель обращается чаще всего потому, что в рамках  урока не хватает времени для того, чтобы уделить внимание каждому ученику, ответить на все вопросы и расширить образовательное пространство учебного материала. Именно поэтому на страницах блога организуется обсуждение, как текстов изучаемых произведений, так и сопутствующих им по тематике или проблематике других произведений. Видео-уроки позволяют организовать просмотр не только самих фильмов, но и лекции специалистов (в случае, если в кабинете нет соответствующей техники). Комментарии участников в таком формате помогают  учителю оперативно  корректировать учебный материал. Публикация опросников, он-лайн тестов позволяет как отследить  результаты отдельного ученика в освоенном им материале, так и увидеть «болевые» точки всей изученной или изучаемой темы.

Учитель-предметник чаще всего еще и классный руководитель. Блог классного руководителя или отдельная страничка в блоге предметника помогает  по-новому организовать внеклассную и внеурочную деятельность участников образовательного процесса. Различного типа встроенные календари, разнообразные слайд-шоу, репортажи о событиях в классе или на уроке, «послесловия»-эссе, обмен полезными ссылками на ресурсы Интернета – все это  совершенствует навыки работы с  информационными и коммуникационными технологиями, способствует  развитию письменной литературной речи, расширяет кругозор учащихся и способствует  профессиональному росту педагога.

Проведенный Н.В.Бородиной (учитель информатики и математики п. Усть-Уда) он-лайн  опрос обучающихся на тему «Современные формы урока» показал, что респонденты отдают предпочтение таким формам урока, как урок-лекция (12%), урок-практикум (14%), урок-диспут (8%), урок-зачет (16%), игровой урок (30%), интернет-урок (18%), блог-урок (20%). [3]

Как видим, большинство учащихся отдает предпочтение как игровому уроку, так и «блог-уроку» (поскольку он тоже может быть игровым). «Блог-урок»  позволяет им работать в свободном  режиме без жестких ограничений по времени  и осваивать материал в  индивидуальном темпе, который соответствует  возрастным и психологическим особенностям учащихся, т.е. в наиболее благоприятных для себя условиях виртуального (сетевого) общения с учителем.

Очевидно, что такой вид деятельности требует дополнительных усилий со стороны педагога, но в то же время позволяет реализовать проектную и исследовательскую составляющую учебно-воспитательного процесса, что, в свою очередь, способствует формированию ИКТ-компетентностей.

Другая форма сетевого взаимодействия, которая становится все более востребованной современным учителем, -  сайт. Это слово мы слышим все чаще и чаще.

В Википедии читаем: «Сайт (от англ. website: web — «паутина, сеть» и site — «место», буквально «место, сегмент, часть в сети») — совокупность электронных документов (файлов) частного лица или организации в компьютерной сети, объединённая под одним адресом (доменным именем или IP-адресом).

Все сайты в совокупности составляют Всемирную паутину, где коммуникация (паутина) объединяет сегменты информации мирового сообщества в единое целое — базу данных и коммуникации планетарного масштаба. Для прямого доступа клиентов к сайтам на серверах был специально разработан протокол HTTP» [4].

Предложенный подход к освоению и созданию собственного сайта  требует специальных знаний языка программирования, который не доступен многим педагогам. Однако технология Google сайта полностью снимает эту проблему.

Создание сайта в предложенном разработчиками Google сервисе становится с технической точки зрения простым и легко реализуемым делом.  Многие недостатки традиционного сайта, в частности, «отсутствие» личности автора, невозможность комментирования предложенного материала и, как следствие, неосуществимость полемики (специально организованная страничка форума в традиционном сайте полностью не реализует данную возможность в силу своей расплывчатости и не привязанности к конкретной проблеме), а также деловой стиль изложения материала и достаточно «жесткий» дизайн (изменить его можно только владея специальными знаниями) в данной технологии преодолены разработчиками предлагаемого сервиса.

Изменено  и формальное отличие блога от сайта – наличие динамически обновляющейся ленты сообщений, экспортируемой в RSS-формат.

Возникает вполне закономерный вопрос: чем данный сервис принципиально отличается от блога?

С точки зрения педагогической технологии, ничем. Здесь полностью реализуются все те же цели, что и в блоге. Однако  заданная жесткость навигации (меню сайта) позволяет сразу структурировать учебный материал в нужной учителю таксономической  системе (в отличие от блога, где эта система представлена набором ярлыков,  не всегда точными и понятными  читателям).

Конечно, сайт выглядит солиднее. Это не просто дневник с живым эмоционально отрефлексированным контентом на главной странице, уходящим «вниз». Это четко структурированный «вход» в научно-культурологический спектр учебно-воспитательной проблемы.

Существующие в практике педагогические блоги и сайты – это новая реальность образовательного процесса и модель альтернативного учебного пространства.

Список литературы:

  1. Бабанский,  Ю.К. Избранные педагогические труды /Ю.К. Бабанский.-М.: Педагогика, 2007.- 560с.
  2. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии /В.П. Беспалько.-М.: Педагогика, 2009.- 192с
  3. Бородина, Н.В. Блог-урок как одна из эффективных форм современного урока /  Н.В.Бородина. http://ustudar.edu38.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=26&Itemid=37
  4. Википедия.Сайт.http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%B9%D1%82
  5. Волков, И.П. Педагогика. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений /И.П. Волков.-М.: Педагогика, 2005
  6. Костина, И.Н. Педагогические блоги  //сб. Использование интернет-технологий в современном образовательном процес­се. Часть III. Инструменты сетевого взаимодействия / Сост. Ю.В. Ээльмаа. – СПб.: ГОУ ДПО ЦПКС СПб «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий», 2010.–72с. http://rcokoit.ru/dld/metodsupport/instrsetvzaim.pdf
  7. Коуэл, М. Культурно-историческая психология: наука будущего /М. Коуэл.-М.:2003. - 431с.
  8. Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций /Б.Т. Лихачев.-М.: Владос, 2010.-610с.
  9. Ээльмаа, Ю.В. Педагогический клуб сетевого взаимодействия /Ю.В. Ээльмаа.  http://w2edu.blogspot.com/

 

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz