ФОРУМ "Педагогика в современном мире" обсуждение статей здесь

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ и ОБРАЗОВАНИЯ РФ
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
психолого-педагогический факультет
кафедра педагогики

Интернет-Форум в рамках  Всероссийской научной конференции с международным участием «Педагогика в современном мире»

Ривкина С.В.

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

К РЕШЕНИЮ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАДАЧ

В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИКИ

В статье представлены результаты диссертационного исследования по проблеме подготовки студентов педагогического вуза к решению общепрофессиональных задач в процессе изучения педагогики.

За последние двадцать лет в высшем педагогическом образовании произошли существенные изменения. Эти изменения затронули структуру подготовки (появилась уровневая структура), содержание и организацию этой подготовки, подходы к оценке ее результатов. Однако образовательная ситуация в стране под воздействием экономических и социокультурных факторов постоянно меняется: идет модернизация общего образования, осуществляется переход на новую систему подготовки в вузах, формируется система социального партнерства с работодателями и др.  Складывающаяся ситуация предъявляет новые требования к профессиональной деятельности педагогов (учителей, воспитателей, преподавателей различных ступеней профессионального образования), ставит перед ними новые задачи.

Анализ эмпирических данных и нормативно-правовых документов в сфере образования свидетельствует о том, что в системе высшего педагогического образования определенные шаги по подготовке будущих педагогов к решению современных задач профессиональной педагогической деятельности предпринимались. Так, в государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования по направлениям педагогического образования второго поколения (2001 г.), а затем и в обновленных стандартах (2005 г.) требования к выпускникам формулировались через обновленные задачи профессиональной деятельности. Однако выделение современных задач профессиональной педагогической деятельности в качестве обязательных требований к выпускникам не было подкреплено соответствующей системой оценивания их готовности к решению этих задач. Все эти годы государство держало на контроле (через интернет-экзамен, аттестацию вузов) знания студентов по конкретным дисциплинам, а не их умения решать профессиональные задачи. Вследствие этого в массовой практике преподаватели даже общепрофессионального цикла не были сориентированы в полной мере на развитие умений студентов решать профессиональные задачи современной педагогической деятельности.

В федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования (2009 г.) развиваются идеи, заключенные во втором поколении стандартов. В ФГОС ВПО по направлению «Педагогическое образование» сформулированы задачи профессиональной педагогической деятельности и требования к выпускникам через общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции, каждая из которых проявляется в умении решать определенные задачи. В логике новых стандартов развитие компетенций будущих педагогов как основы решения задач профессиональной деятельности требует вклада в этот процесс каждой учебной дисциплины, изучаемой в вузе.

Особая роль в развитии общепрофессиональных компетенций, а значит и в подготовке студентов к решению общепрофессиональных задач педагогической деятельности, принадлежит учебной дисциплине «Педагогика». Однако, для того, чтобы «Педагогика» реализовала свои возможности, необходимо выяснить: к решению каких задач может подготовить «Педагогика», каким должно быть ее содержание для этого, как должен быть организован процесс ее изучения и оценка его результатов.

Анализ исследований, обращенных к рассмотрению сущности понятий «задача», «учебная задача», «профессиональная задача» [1-6 и др.], позволил сформулировать сущностные характеристики общепрофессиональных задач в подготовке педагогов к профессиональной деятельности:

-        Общепрофессиональные задачи педагогической деятельности, в отличие от специально профессиональных, являются общими для всех видов этой деятельности, для всех ступеней образования, на которых она осуществляется, для всех предметных областей, в которые она включается.

-        Общепрофессиональные задачи педагогической деятельности, как и любые другие задачи, носят объективно-субъективный характер. Объективный характер этих задач проявляется в том, что они обусловлены особенностями самой деятельности и требованиями времени к ней, которые фиксируются в профессиональных стандартах педагогической деятельности и находят свое отражение в образовательных стандартах подготовки будущих педагогов. Субъективный характер этих задач проявляется в том, что их решение зависит от того, насколько они поняты педагогами (учителями, воспитателями и др.) и в какой степени они приняты ими.

-        Общепрофессиональные задачи педагогической деятельности решаются педагогами в процессе самой профессиональной деятельности, а подготовка студентов, будущих педагогов, к их решению осуществляется в процессе решения учебных задач в ходе теоретического обучения, педагогической практики, самостоятельной и исследовательской работы.

В ходе исследования были выявлены особенности процесса подготовки студентов педагогических вузов к решению современных общепрофессиональных задач педагогической деятельности в процессе изучения учебной дисциплины «Педагогика».

В процессе изучения дисциплины «Педагогика» в педагогическом вузе студенты подготавливаются к решению совокупности современных общепрофессиональных задач, различающихся по своей направленности (на субъектов педагогического процесса, на их взаимодействие, на педагогический процесс и образовательную среду, в которой этот процесс разворачивается), по своему содержанию (педагогическая диагностика, педагогическое проектирование, педагогическое сопровождение, организация деятельности, общения и отношений), по средствам предлагаемых решений (разнообразные методы, формы и технологии обучения, воспитания, самообразования и самовоспитания).

Процесс подготовки студентов к решению современных общепрофессиональных задач осуществляется двумя взаимосвязанными путями. Во-первых, - через вооружение студентов научно-педагогическими знаниями, в том числе о сущности современных задач педагогической деятельности и о способах их решения. Во-вторых, - через «проживание» процесса изучения «Педагогики» как процесса решения учебных задач, связанных с типовыми общепрофессиональнымип задачами современной педагогической деятельности.

Процесс подготовки студентов к решению современных общепрофессиональных задач педагогической деятельности при изучении «Педагогики» осуществляется поэтапно: от отношения студентов к современной профессиональной педагогической деятельности к научно-педагогическим знаниям, а от них – к умениям решать общепрофессиональные задачи в имитационных условиях.

Проведенная в ходе исследования диагностика показала, что готовность студентов к решению общепрофессиональных задач различна и требует дифференцированного подхода к процессу их подготовки, а именно:

-        выявления на основе педагогической диагностики готовности студентов к решению современных общепрофессиональных задач педагогической деятельности;

-        дифференциации студентов по их готовности к решению современных общепрофессиональных задач;

-        разработки дифференцированных по содержанию, способам и формам решения учебных задач, связанных с общепрофессиональными задачами педагогической деятельности;

-        проектирования и реализации различных вариантов взаимодействия студентов и преподавателей, самих студентов в ходе решения учебных задач;

-        оказания дифференцированной помощи в выполнении и представлении сделанных решений;

-        текущего и итогового изучения готовности студентов к решению современных общепрофессиональных задач педагогической деятельности.

Критерием результативности подготовки студентов педагогического вуза к решению современных общепрофессиональных задач педагогической деятельности в процессе изучения «Педагогики» является их готовность решать эти задачи на основе научно-педагогических знаний, отношения к профессиональной педагогической деятельности и накопленного опыта решения учебных задач.

Показателями результативности выступают:

-        умения студентов решать задачи, которые проявляются в умениях анализировать задачу, выделять известное и неизвестное, работать с контекстом решения задачи, подбирать необходимую информацию для решения задачи, выделять возможные решения, обосновывать и оценивать предложенное решение;

-        научно-педагогические знания, которые проявляются в умении использовать приобретенные знания для решения задач и обоснования полученного решения;

-        положительное отношение студентов к профессиональной педагогической деятельности и ее современным задачам, которое проявляется в активности, самостоятельности, ответственности студентов в процессе подготовки.

Проведенное исследование позволило выявить педагогические условия подготовки студентов к решению современных общепрофессиональных задач в процессе изучения «Педагогики», к которым относятся:

-        построение содержания учебной дисциплины «Педагогика» на основе задачного подхода, который требует оценки достаточности реализуемого содержания дисциплины для подготовки студентов к решению всей совокупности современных общепрофессиональных задач, внесения в него недостающих элементов или переструктурирования имеющихся элементов и выстраивания обогащенного содержания в логике подготовки студентов к решению этих задач;

-        организация диалогового взаимодействия в процессе подготовки к решению современных типовых общепрофессиональных задач педагогической деятельности, которое обеспечивается вариативностью решений предлагаемых преподавателем проблем и задач, разнообразием форм осуществления взаимодействия, многовариантностью позиций преподавателей и студентов в процессе решения задач;

-        стимулирование положительного отношения студентов к современной педагогической деятельности и ее задачам, которое осуществляется на основе постоянного изучения отношения студентов к этой деятельности и на основе дифференцированного подхода к подготовке студентов к решению задач.

Литература

  1. Балл Г.А. Теория учебных задач: психолого-педагогический аспект. - М., 1990.
  2. Спирин Л.Ф. Педагогика решения учебно-воспитательных задач. - Кострома: КГУ, 1994
  3. Новиков А.М. Учебная задача как дидактическая категория. Журнал «Мир образования – образование в мире», 2006, №1.
  4. Компетентностный подход в педагогическом образовании.- СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И. Герцена, 2004.
  5. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. — Л.: Знание, 1985.
  6. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. — М.: Школа-Пресс, 1997.
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz