ФОРУМ "Педагогика в современном мире" обсуждение статей здесь

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ и ОБРАЗОВАНИЯ РФ
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
психолого-педагогический факультет
кафедра педагогики

Интернет-Форум в рамках  Всероссийской научной конференции с международным участием «Педагогика в современном мире»

Историко-педагогическое исследование развития частного образования в дореволюционной России: проблемы совершенствования в современных условиях

К. В. Романенчук, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики  РГПУ им. А. И. Герцена

          В данной статье, анализируя  процесс  историко-педагогического исследования  развития частной школы в дореволюционной России, мы ставим задачу подвести  итоги  предшествующего изучения  истории развития средних частных  учебных заведений в указанный период. Считаем необходимым  рассмотреть  процесс   накопления фактических знаний о частной школе в дореволюционной России, выделить  этапы  в изучении темы, раскрыть  теоретико-методологические  подходы,  на которых базировались работы предшественников, выполнить анализ   базы востребованных  источников, оценки  результативность исследований по теме их вклад в науку.  Важным представляется выявление на этой основе тех аспектов историко-педагогической реальности, которые либо  не получили  должного  освещения, либо вообще  оказались  вне поля зрения исследователей, а также проблем, не нашедших однозначного решения. В основе  нашего  исследования лежит принцип историзма, в соответствии с которым любое историографическое явление рассматривается в развитии и в связи с обусловившими его факторами, учитывается достигнутый уровень развития историко-педагогической науки, объективные возможности для научного творчества. Ведущими принципами данного исследования были принципы целостности  и ценностного похода. Изучая, каждый этап истории изучения развития частной школы  в России  мы рассматривали его как систему  взаимосвязанных элементов  историко-педагогического знания  и причин, детерминирующих  их изменения, акцентируя внимание на тех идеях, положениях и явлениях  в прошлом, которые имеют  значение для современного этапа развития историко-педагогических знаний. В проведенном  исследовании использовались сравнительно-исторический и хронологический методы, а также метод  перспективного анализа, определяющий возможные направления и проблемы будущего исследования темы. Специальные понятия,  используемые  нами в процессе  работы  «историографический  факт» и  «историографический источник». Под  историографическим фактом, опираясь на идеи А. М. Сахарова,  мы понимаем концепцию ученого, которая может быть выражена  не в одном его сочинении, а в нескольких. К  историографическим источникам  относим труды историков образования в  самых разных формах : монографии, статьи,  выступления, рецензии и  т.д.. Изучением  истории  российской дореволюционной  частной школы занималось  большое  число исследователей. Специальный историографический обзор  историко- педагогической литературы по проблеме выполнен  только  в докторской диссертации С. В. Сергеевой. Ученый отмечает «в центре историографического  анализа  исследования проблемы  становления и развития  частного школьного образования  находятся  вопросы,  связанные  с осмыслением пути, пройденного  отечественным частным образованием,   с всесторонним исследованием составных частей  данной системы, с выявлением  основных тенденций  ее развития  и нерешенных проблем» [4:46]. Большое внимание  в обзоре С. В. Сергеева уделяет  описанию опубликованных и неопубликованных источников по проблеме, а так же  трудам дореволюционных историков образования. Хронологически докторское исследование С. В. Сергеевой  частного образования в России ограничено последней четвертью  XVIII- первой половиной XIX века. Анализируя, весь массив историко-педагогической литературы освещающий развитие частного образования  в России автор концентрирует внимание на информации,  относящейся  к  исследуемому им периоду. Следует отметить также, что анализировались автором   в большей степени историографические факты, и не исследованным остался процесс накопления  фактических знаний по проблеме. Все вышеизложенное позволяет нам сделать вывод о необходимости   продолжения, расширения и углубления  историографического анализа историко-педагогической литературы по теме развития частного образования в  дореволюционной России. С. В. Сергеева, в своем  диссертационном исследовании  разделила  труды исследователей   частного образования на три группы. Используя в своей работе историографическую схему С. В. Сергеевой, мы сочли необходимым ее дополнить и обновить.   Первая группа  исследований - это научные работы  современников, создававшиеся  в процессе  становления и развития  российского частного образования,  в основном в XIX- начале XX веков. В первой половине XIX века появляются: первые  публикации материалов по истории просвещения в России (Н. Кеплен «Материалы для истории просвещения в России», первый свод российского школьного законодательства  « Указатель законов об учебных заведениях. С учреждением оных в России до настоящего времени. И вообще о народном просвещении»); первое  историко-статистическое  обозрение  развития учебных заведений (А. С. Воронов « Историко-статистическое  обозрение учебных заведений  Санкт – Петербургского учебного округа с 1715 по 1828 г.»).  Мы встречаем первые сведения о развитии частного образования в России в названных работах. Середина XIX- начало  XX века  время расцвета отечественной  истории педагогики. Издаются  разнообразные  по типологии, многочисленные историко- педагогические работы: учебные курсы и обобщающие труды по истории образования, ведомственные историко-педагогические обзоры, «отраслевые» истории  учебных заведений и  истории отдельных школ, гимназий, корпусов и пансионов, историко-статистические обзоры и сравнительно-исторические исследования, монографии об известных педагогах,  мемуары, своды законов и документов по истории образования. В это период появляются работы  полностью посвященные   частным учебным  заведениям: отдельным аспектам их  работы или конкретному учреждению образования (это книги и статьи А. А. Венкстерна, Д. А. Висковатова, А. М. Лаурсона, Т. Г. Лубенец, А. А.  Луцкевич, А. Т.  Пластинина , Г. А. Фальборка, В. Чарнолуского). Другие исследования  посвящены  истории подсистем учебных заведений определенного типа в системе  отечественного образования, и история частного образования рассматривается в них как  одна из составляющих, в сравнении или как эпизод. Это  работы    И. Алешинцева «История гимназического образования в России», Е. О. Лихачева «Материалы для истории женского образования в России», Г. А. Фальборка, В. И. Чарнолуского « Народное образование в России», Н. В. Чехова «Народное образование в России с 60-ых годов XIX века», С. В. Рождественского  «Очерки по истории систем народного образования в России в XVIII-XIXвв.». Вторая группа научных трудов в анализируемой историографической схеме - исследования советского периода. Целесообразным представляется разделить их на три   части: первая - работы созданные  с 1917- до начала 30-ых годов; вторая - труды с начала тридцатых до середины 50-ых годов; третья - исследования выполненные  с середины 50-ых  до 1991 года. Полная информация об исследованиях  по  истории  развития частного образования в советский период есть в библиографическом указателе, составленном Э. Д. Днепровым «Советская  литература по истории школы и педагогики в дореволюционной России.1917-1977».  С 1917 года по начало тридцатых годов в  Советской России  проходила  переоценка  историко-педагогического наследия и собранного  ранее фактографического материала с позиций марксистской философии. Были написаны ряд  учебников и монографий по истории педагогики на основе марксистской философии. Это работы  Г. Г. Махвердова  «Воспитание народных масс», А. П.  Пинкевича «Краткий очерк  истории педагогики», Е. Н. Медынского «История педагогики в связи  с экономическим развитием развития общества», И. Ф. Свадковского  «Рабочая книга по истории педагогики». Роль частной школы  в развитии  отечественного образования в них искажалась или замалчивалась. Работы по истории педагогики,  созданные с начала 30-ых до середины 50-ых годов, написаны в годы репрессий, Великой Отечественной войны, культа  личности и несут на себе отпечаток времени. Они догматичны, поверхностны, многие факты из истории российской школы в них по идеологическим причинам отсутствуют, многие неверно интерпретированы, основная цель данных трудов  отразить официальный партийно-государственный взгляд  на историю развития  отечественного образования. Во второй половине 50-ых – начале 60-ых годов   история отечественного образования переживает своеобразный ренессанс: преодолевается негативное  отношение к отечественному   наследию,  развертываются   конкретно- исторические  исследования по истории школы и  педагогической  мысли. Крупные  конкретно-исторические монографические работы, вышедшие в эти годы  следующие: Н. А. Константинов, В. Струминский  «Очерки по истории начального образования»; Ш. Ганелин  « Очерки по истории средней школы в России  второй половины XIX века»; Н. А. Константинов  «Очерки по истории  средней школы в 60 гг. XIX в.».  Вопросы развития частного образования в России в них рассматриваются  эпизодично и поверхностно. С середины 50-ых годов  до 1991 года было   издано большое количество  учебников  и обобщающих монографий по истории отечественного образования. Особого внимания  заслуживает  четырех томное  академическое издание  «Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР».  В исследование дано  обобщение всего накопленного наукой фактического материала по истории отечественного образования, предложены новые теоретические выводы. В нем  есть академическая статья о развитии частной школы в России.         Заметим, что  специальных работ посвященных частной  школе  в советский период было выполнено немного. Глубоко разрабатывала тему в 60-ые – 80- ые годы М. В. Михайлова, она посвятила передовой частной школе свое кандидатское исследования, ряд интересных  научных статей впоследствии[3]. Обращалась к изучению истории частных коммерческих училищ в своих работах Н. С. Зенченко, к  истории частных реальных училищ Е. П.Чувашев. Отдельные аспекты работы частных  школ до революции  рассматривали В.У. Сланевский,  Н. И. Крайнев, С. Б. Панина. Интенсивно  разрабатываться история отечественного  частного образования  стала  в 90-ых годах XX- начале XXI века. В этот период выполнены  ряд кандидатских и   докторских диссертаций по проблемам  истории частного образования в России. В четырех из них раскрыто развитие частного образования в России в определенный хронологический период  - это работы  С. В. Сергеевой, Н. В. Литаровой, С. Ю. Майдановой, О. А. Кармакаевой [4,2]. В других работах рассматривается развитие частного образования в определенном регионе России:  на Урале (М. В. Егорова), в Санкт- Петербурге (А. Н. Шевелев, А. П. Шапкина), в Поволжье ( М. О.Чеков), в Москве (А. А.Черняев)[1,5]. В последние  десятилетия  издан ряд монографических исследований (Н. В. Благово, Е. Б. Белодубровского, Д. С.Лихачева, Н. Садковича,  В. В. Смирнова), посвященных истории  выдающихся частных школ России. Особого внимания  историков образования заслуживают монографии  Н.В.Благово и Н. Садковича. Оба исследования носят описательный характер, и их сильной стороной является  обширная фактологическая база, систематизированная авторами. Объединяет эти исследования то, что в обоих случаях изучалась история  российских частных школ основанных иностранцами, школы эти много раз  преобразовывались, но работают и сегодня в виде  известных государственных средних учебных заведений.  Так в работе Н. Садковича (2006 г.) исследована история  работы пансиона  Дельсалей  в 1975-1880 годах. Исследователь ввел в научный оборот документальные источники из французских архивов, ЦГИАМ, РГИА и семейного архива Дельсалей, которые позволили в общих чертах  восстановить историю педагогической семьи Дельсалей и  деятельности частного пансиона Дельсалей  в  Москве в девятнадцатом веке. Это первый опыт  в отечественной истории педагогики исследования  деятельности частного пансиона основанного французами. В монографии Н. В. Благово  «Школа на Васильевском острове»   восстановлена история частной гимназии и реального училища Карла Мая в Санкт- Петербурге в1856 -1918 годах. Это фундаментальное современное исследование, выполненное методикой  «Case studies», то есть как исследование индивидуального явления. Сегодня это наиболее полная реконструкция и  глубокий анализ деятельности конкретного частного учебного заведения  в России. Отметим, что в ходе научной работы автором собрана уникальная коллекция источников по истории  школы и открыт музей «Истории гимназии Карла Мая». Научная работа Н. В. Благово несомненно имеет большое значения для развития отечественной истории образования.   В  научных статьях Н. Б. Антонец, Л. М. Конева, П. Лебедева, Е. Розенко, В. Я. Рушанина, Е. А. Спешиловой,Т. Тамбовкиной, Е. Д. Харитоновой  рассматривается история  отдельных частных учебных  заведений  или   определенные аспекты частного  образования в России. В учебном пособии  Н. В. Флит «Школа в России в конце XIX - начале XX века» развитие частного  образование рассматривается как  развитие подсистемы в системе образования Российской империи. В целом    выполненные в последнее двадцатилетие научные работы опираются на обширную базу историко-педагогических источников: законы и подзаконные акты Российской империи, архивные документы, мемуары. Так в них исследованы  документы ряда фондов Российского Государственного исторического архива,  Центрального исторического архива Москвы,    Государственного исторического   архива Петербурга, государственных областных архивов (Кировского, Пермского, Свердловского, Оренбургского), Национального архива  Татарстана, Центрального  государственного исторического архива  республики Башкиростан, Научного архива  академии образования  в Москве, краеведческого музея Пермской области. В научный оборот   с должным анализом введены сведения  о развитии отечественной частной школы из мемуарной литературы (воспоминаний  А. Белого, С. Н. Василенко, И. С. Ефимова, Н. К. Крупской, Д. С. Лихачева, М. Дриневич, С. С. Четверикова, М. А. Реформаторской  и др.). Отметим,  что особенностью исследований по теме является межпредметность. Так  ряд диссертационных исследований выполнены по специальности «педагогика, история образования» (С. В. Сергеева, А. Н. Шевелев, Н. В. Литарова и др.), но есть  защищенные исследования по  специальности «отечественная история» (М. В.Егорова). Проведенные исследования истории  частного образования позволяют  восстановить достаточно полную картину его развития в течение  двухсот лет в России.  Анализ    исследований,  и реконструкция по ним  истории частных учебных заведений  в России  в XVIII – начале XX века показывают: наиболее слабо изучен период появления первых частных школ и пансионов  (первая половина XVIII  века);  малоисследованным остается вопрос финансового обеспечения частных учебных заведений в первой половине XIX века; нет комплексного исследования  истории развития  частных заведений  дореволюционной  России  как целостного процесса  (от момента появления  первых частных школ и до закрытия последних в начале 20-ых годов XX века). Регионально,   глубже изучена история частного образования в Санкт-Петербурге, Москве, Киеве, Поволжье, Урале. Нет   исследований, посвященных частным школам  Варшавского учебного округа. В результате историографического обзора,  можно сделать вывод, что    частные  учебные заведения  России, играли важную роль в системе отечественного образования до 1917 года: они были первыми светскими общеобразовательными  учреждениями России;  восполняли на местах отсутствие государственных учебных заведений; количественно преобладали среди женских средних учебных заведений; были сосредоточением передовой практической педагогической мысли; успешно конкурируя с государственной школой, стимулировали развитие последней. Для более полного и точного  определения  значения частных учебных заведений в системе образования России необходимо  дальнейшее более полное и целостное изучение  темы. В частности необходимо введение в оборот  новых  документальных источников из архивов  РГИА и  ЦИАП.     

                                       Литература

1.Егорова М. В. Развитие  системы частного образования на Урале(1861 –     февраль1917):дис … канд. ист. наук. - Челябинск, 2003 - 224с.

2.Литарова Н. В.Частные средние учебные заведение в системе образования России конца XIX – начала XX века: дис… канд. пед. наук.- Москва ,1994 - 211с.

3. Михайлова М. В. Передовые школы нового типа, созданные            общественной и частной инициативой в России в начале XX века: дис… канд. пед. наук.-Москва, 1966 - 311с.

4.Сергеева С. В. Становление и развитие частного  школьного образования   в России (последняя  четверть XVIII – первая половина XIX века): дис…док. пед. наук  - Москва,2005 -447 с.

5.Шевелев А. Н. Петербургская дореволюционная школа как историко – образовательный феномен: дис…док. пед. наук – Санкт - Петербург, 2007 – 420с.

 

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz