ФОРУМ "Педагогика в современном мире" обсуждение статей здесь

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ и ОБРАЗОВАНИЯ РФ
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
психолого-педагогический факультет
кафедра педагогики

Интернет-Форум в рамках  Всероссийской научной конференции с международным участием «Педагогика в современном мире»

МАТЕРИАЛЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ПУБЛИКАЦИИ – КАК  КОМПОНЕНТЫ ПОРТФОЛИО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  УЧИТЕЛЯ

Н.А.ЛАБУНСКАЯ

В принятом в 2011 году новом порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений   сформулированы такие условия, которые требуют существенного осмысления и переосмысления учителем своей профессиональной деятельности. При формировании портфолио  профессиональной деятельности как основного документа, по которому осуществляется аттестация, среди многих позиций, учителю предлагается показать свое участие в инновационной, экспериментальной, исследовательской деятельности, а также включить в него публикации по проблемам развития, воспитания, образования учащихся. Наличие этих материалов, в числе многих других,   позволяет учителю претендовать на получение первой или высшей квалификационной категории.

В предлагаемой статье  хотелось бы обсудить сущность и особенности  возможной и доступной для любого учителя исследовательской деятельности и публикаций, как взаимосвязанных  компонентов его  портфолио. Представляется необходимым рассмотреть несколько аспектов проблемы. Прежде всего – собственно содержание инновационной,  экспериментальной,  и исследовательской деятельности педагога, материалы и результаты которых могут стать основой публикаций. Далее -   варианты организации этих видов профессиональной деятельности.  На наш взгляд, очень  важно затронуть вопрос готовности учителей к реализации такого рода деятельности и подготовке полученных материалов к публикации.

Приступать к  серьезному обсуждению сформулированных вопросов следует с понимания сути инновационной, экспериментальной и исследовательской деятельности, которые предлагаются осуществлять учителю. Однако в  документах и материалах, раскрывающих суть новой аттестации, эти понятия никак не определены.  Такое положение вещей ведет к возможности достаточно свободного  их  трактования как самими учителями, так и экспертами.

Обращение к более широкому материалу, выходящему за рамки аттестационного,  позволяет определить примерные границы интересующих нас понятий.  Так, по мнению экспертного сообщества, а также многих учителей, инновационная деятельность связывается сегодня  прежде всего с применением в образовательно-воспитательном процессе информационно-компьютерных технологий (в определенной системе или на отдельных этапах процесса, в разных функциях). При этом инновационная деятельность учителя проявляется в  использовании как готовых, лицензированных информационно-компьютерных  продуктов, так и в разработке  собственных. Кроме того, все большее распространение получают  продукты ИКТ, создаваемые учащимися, которые также могут быть отнесены к инновационной деятельности педагога.

Экспериментальная работа учителя   существует как достаточно широкое понятие. Прежде всего, это  работа, проводимая в образовательном учреждении, имеющем статус экспериментальной площадки. В этом случае экспериментальная работа, проводимая   учителем,  организуется, направляется  и контролируется извне, педагог обычно является ее участником, реже –  одним из разработчиков.

Учитель может включиться в эксперимент и в ином случае – при проведении в его школе, или классах, научного экспериментального исследования, инициируемого кафедрами педагогического вуза в лице аспирантов или соискателей. При этом в роли последних  может выступать сам учитель.

Весьма мала вероятность того, что учитель сам, по собственной инициативе и фактически для себя, ведет экспериментальную работу. Чаще всего такого рода работа не является экспериментальной, в основе ее -   анализ и обобщение  своего педагогического опыта.  Материалы, содержащие  обобщение своего опыта,  учителю предлагается представлять в портфолио  в отдельной позиции.

Методологически понятие «исследовательская деятельность» шире понятия «экспериментальная работа».  И для учителей понятия «исследовательская деятельность,  исследование» проявляются как наиболее широкие. Материалы исследований, в которых субъектами являются их ученики, проводимые  научными работниками, педагогами «со стороны», аспирантами при активном включении самих учителей,  весьма интересны для последних.

Возвращаясь к обсужденным понятиям, отметим, что определенная часть учителей имеет возможность включиться в инновационную, экспериментальную и исследовательскую деятельность.  Полученные при этом  материалы могут быть оформлены в виде публикаций. Обсуждая вопрос готовности учителей к такого рода деятельности, следует отметить, что надежными данными мы пока не располагаем. Предварительные опросы учителей, которые знакомятся с аттестационными материалами, показывают, что для преобладающего большинства названные виды деятельности в их работе практически не встречались и участие в них или самостоятельное проведение вызывает очевидные и значительные трудности. Устойчиво позитивные ответы об интересе к исследовательской деятельности и готовности обобщить материалы в виде публикаций  дали не более 15% учителей, с которыми удалось переговорить.

Обратимся к обсуждению нескольких вопросов, более подробно раскрывающих проблему статьи. Какого рода материалы, полученные при исследовании  учащихся, интересны учителям? Какого рода материалы доступны для подготовки учителями  в качестве возможных публикаций? Какого рода продукты инновационной деятельности создаются учителями как результаты определенной исследовательской и проектной работы?

Большинство учителей, с которыми автор статьи работает многие годы (это учителя разных школ, преподающие различные предметы), проявляют интерес к материалам, полученным при исследовании их  учащихся. Интересующие учителей материалы имеют вполне определенную направленность: диагностическую, социологическую или связанную с профессиональными ориентирами и планами учеников. Учителям необходимы материалы диагностического плана, позволяющие более глубоко понять мотивационную основу деятельности учеников, их интересы и желания, ценностные ориентиры,  значимых других,  их проблемы и трудности, выяснить то, что они относят к своим достижениям.

Исследования социологической направленности помогают выявить видимое и недостаточно видимое для учителя во взаимоотношениях в классе, между учащимися, а также развитие этих отношений. Выяснение профессиональных интересов, ориентаций, планов учащихся – важный и необходимый  элемент  исследования, особенно  в условиях наблюдающегося  позднего их  формирования и проявления.  

Источником  получения такого рода материалов являются анкеты, опросы, игры и другие исследовательские инструменты вполне   понятные  учителям, разработать которые они, однако, самостоятельно не могут. В таких ситуациях   учителя используют либо адаптированные материалы, которые они находят в разных источниках (удовлетворяющие их, реально работающие  материалы попадаются крайне редко), либо предлагаемые консультантами, научными руководителями  школы или преподавателями курсов повышения квалификации,  профессионально занимающимися педагогическими исследованиями. Большая часть полученных в такого рода исследованиях  данных доступна для анализа, обобщения  самим учителем, а при актуальности и нетривиальности,  и для опубликования. Однако на этапе опубликования материала  у учителей возникают определенные трудности. Часть учителей, получив явно  интересные для многих коллег материалы, затрудняется в методологически грамотном, научном  его изложении. Часть – испытывает затруднения даже в изложении сути материала, не имея опыта написания статей.  Не очень просто подобрать  и издание (бумажное или электронное), готовое принять  предлагаемый материал, хотя в последние годы перечень таких изданий  существенно расширился. (Публикации в преобладающем большинстве из них осуществляются на платной основе).

Другим источником  для подготовки печатной продукции является  собственный  педагогический опыт учителя.  Этот материал предлагается представлять в том или ином виде в портфолио. Наиболее распространенной формой  предъявления такого материала  учителями  является разработка открытого урока, обобщение методических наработок, внедренной технологии. Но обобщение опыта своей деятельности как системы, целостности, в многообразии индивидуальных проявлений и особенностей, вызывает у учителей существенные трудности. Они вполне понятны – очень сложно описать и проанализировать работу системы, находясь внутри нее. Для этого необходима помощь извне, в виде консультанта, тьютора, руководителя. В этом случае проводится  глубинный анализ деятельности и описывается ее модель. А это вариант исследовательской работы, с которой обобщение опыта пока не ассоциируется.

Инновационная деятельность учителя, которая чаще всего осуществляется как исследовательская и проектная,  еще один источник получения материалов для опубликования. Наиболее крупной формой в этом направлении является разработка учителем  своего сайта. Не обладая статистическими данными, можно сказать одно -  все больше учителей имеют свои постоянно обновляемые и активно посещаемые сайты.   Сайт выступает многопланово,  прежде всего, позволяя учителю по-иному, современно, интерактивно построить   взаимодействие с учениками.  Материал сайта, а также презентации, раскрывающие систему работы учителя, предъявляются на  различные профессиональные конкурсы.

Организация  исследовательской и проектной деятельности учащихся – актуальное направление в работе современного учителя, пока не нашедшее явного отражения в его портфолио. Что и как предлагается спроектировать и исследовать учащимся?  В последнее время им  предлагается разработать тематические с определенными целями  и структурой презентации, странички сайта,  направленные как на решение образовательных задач, так и на самопознание.  Первые полученные нами в совместной с учителями работе результаты такого рода проектов представляются интересными и перспективными.

Обобщая предложенные  для обсуждения материалы, необходимо обратить внимание на ряд моментов.  Для большинства учителей участие в исследовательской деятельности и подготовка публикаций, входящих в профессиональное портфолио,  вызывает определенные трудности, как в содержательном,  так и в организационном планах. Для осуществления этой деятельности, анализа и оформления полученных материалов, учителя нуждаются в консультировании и сопровождении.  Эта поддержка может быть осуществлена непосредственно  в школах, через научных консультантов и руководителей, а также на курсах повышения квалификации. Представляется, что соответствующим аспектам профессиональной деятельности необходимо уделять большее внимание  при подготовке студентов - будущих педагогов. Существенную роль в формировании  этих аспектов профессиональной деятельности играют   кафедры педагогики,  включая необходимый  материал в разрабатываемые программы дисциплин в соответствии с новыми образовательными стандартами.

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz