ФОРУМ "Педагогика в современном мире" обсуждение статей здесь

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ и ОБРАЗОВАНИЯ РФ
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
психолого-педагогический факультет
кафедра педагогики

Интернет-Форум в рамках  Всероссийской научной конференции с международным участием «Педагогика в современном мире»

Формирование субъектной позиции студентов в образовательном процессе  педагогического  вуза

 

Л.В. Байбородова, ЯГПУ

 

Профессиональная подготовка будущих педагогов предусматривает  решение комплекса задач, среди которых важное  место отводится развитию  индивидуальности студента. Без этого невозможно обеспечить творческий рост будущего педагога, сформировать у него индивидуальный стиль профессиональной деятельности. Решение данной задачи предполагает создание условий для проявления и развития субъектности студентов, которая характеризуется: осознанием и принятием целей деятельности; адекватностью самооценки своих возможностей и способностей, критичностью по отношению к себе и окружающим, потребностью в самоконтроле; способностью действовать целенаправленно и самостоятельно; готовностью принимать самостоятельные  решения и нести ответственность за их реализацию; активностью и заинтересованностью студента в организации деятельности, в достижении положительного результата, инициативностью; потребностью в самоопределении и самореализации; способностью анализировать деятельность, рефлексивно относиться к своим действиям и окружающему миру.

Субъектная позиция проявляется и формируется в деятельности, при обсуждении событий, решении проблем.

Формирование субъектной позиции студента — это поэтапный, управляемый процесс, который в значительной степени зависит от изменения позиции и роли преподавателя по мере развития субъектности студента.    Степень субъектности студента, по мнению Т.Б.Гребенюк, может быть условно представлена следующим образом: обучаемый, обучающийся, обучающий. Иначе говоря, сначала студент должен приобрести некоторый опыт организации деятельности под руководством преподавателя или старших студентов, затем он самостоятельно организует свою деятельность, принимая самостоятельные решения, делая обоснованный выбор своих действий. На последних этапах профессиональной подготовки очень важно, чтобы студент приобрел опыт обучения других людей, то есть однокурсников или младших студентов.

Выделение этапов становления субъектной позиции не всегда связано с периодом обучения в вузе. Известны случаи, когда первокурсник успешно выполняет роль преподавателя, обучая других студентов. Но этого факта недостаточно для определения уровня субъектности будущего педагога. Нужно учитывать все показатели, о которых речь шла выше.

Проявление и развитие субъектности студента зависит от многих факторов и прежде всего от его личностных качеств,  социального опыта,  содержания,  сложности и новизны деятельности,  от состава участников групповой деятельности и их взаимоотношений   и др. 

Важнейшими условиями формирования субъектной позиции в любом виде деятельности, которые обеспечивают преподаватели вуза, являются:

- разъяснение важности и значимости предстоящей деятельности для студента  и других людей, возможностей личного вклада в общий результат, обеспечивающее заинтересованность  студентов в планируемой работе;

-вооружение студентов способами самотестирования и самодиагностики, объективной самооценки собственных возможностей и способностей;

-включение будущих педагогов в процесс целеполагания и планирования различных видов деятельности на всех уровнях (коллектива факультета, курса, группы, объединения по интересам, своей индивидуальной деятельности, в учебной и внеучебной работе, на практике и в исследовательской деятельности);

-овладение студентами способами проектирования собственной деятельности;

-предоставление возможности студентам принимать самостоятельные решения по вопросам, которые затрагивают их интересы;

-ориентация педагогов вуза при организации образовательного процесса на интересы и потребности студентов, учет уровня  подготовленности студентов к предстоящей деятельности, обеспечение им возможности добиться положительных результатов, успеха в работе;

-создание ситуаций выбора и самоопределения, социальных и профессиональных проб;

-привлечение студентов к анализу собственной и коллективной деятельности, организация рефлексии;

-использование индивидуальных и коллективных способов стимулирования творчества и активности студентов.

Проявление и формирование субъектной позиции студента существенно зависит от характера его взаимодействия с педагогом, а также другими студентами. Наиболее благоприятными для решения этой проблемы являются такие типы взаимодействия как диалог и сотрудничество.

Диалог  предполагает  равенство   позиций  партнеров,  уважительное отношение взаимодействующих сторон друг к другу, стремление понять партнера, встать на его место, прийти к согласию. Принятие партнера таким, каков он есть, уважение и доверие, искренний обмен мнениями позволяют выработать в результате сходные позиции, установки, взгляды на ту или иную ситуацию. Педагоги и студенты постоянно вступают в контакт по разным проблемам повседневной жизни и при организации учебной деятельности. Важно, чтобы преподаватели показали образец истинного диалога на примере отношений в педагогическом коллективе и взаимодействия со студентами. Правильно построенный диалог обеспечивает сотрудничество членов коллектива.

Сотрудничество - это совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности в соответствии с возможностями каждого участника деятельности, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач. При этом важно не допустить ущемления интересов взаимодействующих сторон, прийти к согласию по спорным вопросам.

От решения проблемы взаимодействия педагогов и студентов зависит развитие студенческого самоуправления, которое способствует формированию субъектной позиции будущих педагогов. Необходимо, чтобы студенты стали организаторами своих собственных дел.

Развитие сотрудничества между участниками образовательного процесса, студенческого самоуправления возможны прежде всего при организации учебной деятельности, когда студенты и преподаватели совместно обсуждают проблемы подготовки будущего педагога.  Многие проблемы организации учебной деятельности целесообразно обсуждать на занятиях, совместных встречах преподавателей и студентов, на советах вуза и факультета, заседаниях кафедр с приглашением студенческого актива.

Субъектность студента  проявляется и формируется в ситуациях выбора и принятия самостоятельных решений. Для осознания студентами своего права на самостоятельные решения необходимо предоставить им на первых этапах обучения возможность выбирать: задания на занятиях и при выполнении самостоятельной работы во внеучебное время, которые отличаются видами деятельности, уровнем сложности и творчества; форму организации работы на занятии (индивидуально, в паре, группе); формы отчетности по результатам изучения отдельных разделов курса; объем и формы домашней самостоятельной работы. На последующих этапах обучения, по мере приобретения студентом опыта учебной деятельности, формирование субъектной позиции обеспечивается: участием будущих педагогов в обсуждении содержания подготовки, вариативной части плана и программ обучения; возможностью определять тематику курсов по выбору, форм самостоятельной работы;  участием в целеполагании коллективной работы и своей собственной деятельности на учебном занятии, при изучении темы, курса; предоставлением права студенту определять самому содержание, объем, форму домашнего задания и др.; возможностью оценивать свою деятельность, достижения других, эффективность используемых на занятиях педагогических средств. Проявлению и развитию субъектности способствует выполнение студентами индивидуальных творческих заданий, организация конкурса на лучший вариант представления выполненной работы и поощрение лучших достижений.

Педагогам необходимо создавать на занятии такие ситуации, которые позволяют студентам высказать свое мнение, дать самостоятельную оценку происходящим событиям и изучаемым явлениям, выразить свою собственную позицию. Следует всячески стимулировать и одобрять проявление студентами независимых суждений, самостоятельных решений.

Формированию субъектной позиции студентов способствует педагогизация учебной деятельности, что означает передачу ряда функций преподавателей самим студентам, участие будущих педагогов в организации учебной работы. Целесообразно привлекать студентов к проведению фрагментов занятия: проверке домашних заданий, объяснению раздела нового материала, подготовке и проведению самостоятельных работ, формулировке вопросов отвечающему, комментарию, анализу, оценке ответа товарища. Важно, как можно чаще предоставлять студенту возможность побывать в роли преподавателя, приобретая профессионально значимые умения и навыки для будущей работы в качестве учителя. На старших курсах, а тем более в магистратуре, организаторами всего учебного занятия могут стать сами студенты. Важность и полезность выполнения будущим педагогом роли преподавателя  отмечают все студенты.

 Средством развития творческих способностей,  эффективным способом самореализации студентов является проектная деятельность, результатом которой могут стать авторские продукты совместного или индивидуального интеллектуального труда будущих педагогов: программы, разработки различных форм внеурочной деятельности детей, совместной деятельности детей и родителей,   учебных занятий с использованием современных технологий. Важно, чтобы студенты осознавали значимость своих творческих разработок, поэтому на кафедре педагогических технологий ежегодно лучшие проекты студентов публикуются и активно приобретаются работниками учреждений. 

Большие возможности для реализации своих способностей принятия самостоятельных решений и осуществления самостоятельного выбора, а следовательно, принятия на себя ответственности за результат деятельности, предоставляет студентам  педагогическая практика. Это может быть выбор: наиболее актуальных для студента компетенций, способов деятельности, которые он считает важным приобрести для своей будущей профессиональной деятельности; базы педагогической практики образовательного учреждения, коллектива; социальных и профессиональных функций, выполняемых студентом в период практики; педагогических средств, обеспечивающих эффективность решения поставленных задач на период практики; варианта практических заданий с учетом интересов и возможностей, уровнем развития его творческих способностей и подготовленностью к самостоятельной работе с детьми; формы отчетности по результатам практики и др.

Эффективным средством развития и проявления индивидуальности студента, его самореализации может стать самостоятельная работа и исследовательская деятельность, которые по сути своей носят индивидуальный характер, что позволяет будущему педагогу проявить и развить свою субъектность. К исследовательской деятельности важно приобщить студентов с первого курса, при этом необходимо в начале обучения вместе со студентом определить тему или проблему, по которой он будет целенаправленно работать в течение всего периода подготовки к профессиональной деятельности. Целесообразно использовать возможности учебных занятий по всем учебным дисциплинам для приобщения студентов к исследовательской деятельности и обеспечить освоение ими способов организации исследования.

Для многих студентов важной сферой проявления своей индивидуальности и развития субъектности является внеучебная деятельность, где они не только развивают свои личностные качества, но и педагогические способности, приобретают опыт, необходимый для организации внеурочной деятельности школьников. На собственном опыте  будущие педагоги учатся способам организации коллективной и самоуправленческой деятельности,  где каждый студент может проявить себя, выразить свое мнение, внести предложения в план работы своей группы, участвовать в коллективном обсуждении какой-либо проблемы и принятии решения.

Высокий уровень субъектности студента проявляется в том, что он на основе данных диагностики, анализа своих достижений,  осознания профессиональных планов способен составить и качественно реализовать индивидуальный план профессиональный подготовки в вузе. Это вполне реально, например, для тех студентов, которые имеют опыт профессиональной деятельности и целенаправленно поступили в вуз, в магистратуру, чтобы достичь более высокого уровня профессионализма, добиться вполне конкретных результатов в становлении своей карьеры. Для большинства студентов доступно составление индивидуального плана изучения наиболее значимых для него дисциплин, привлекательных или сложных тем курса, прохождения педагогической практики.

Развивать индивидуальность студента, его творческие способности, обеспечивать формирование  его активной, субъектной  позиции  в любом виде деятельности - это значит целенаправленно готовить будущего педагога  к успешной профессиональной работе, и в частности, к решению проблем индивидуализации обучения и воспитания в любом учреждении. Это особенно актуально в связи с введением федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения.

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz