В.А.Седов
Аттестация учителей как средство их профессионального развития
«Аттестация» в переводе с латинского языка означает отзыв, заключающий в себе изложение фактов и их оценку. Мы рассматриваем аттестацию учителей как средство их профессионального развития. Аттестация составляет основу лицензирования, является процессом и результатом оценки человека, занимающего ту или иную должность. Показатели аттестации учитываются при приеме человека на работу.
Обращение к отечественному историческому опыту профессионального и образовательного роста корпуса государственных служащих, позволяет говорить о том, что квалификационный экзамен для принятия гражданина на службу был введен правительством и начал использоваться в первой четверти XVIII века во времена Петра I. В то время государственная служба оформлялась в самостоятельный социально-правовой институт, и квалификационный экзамен вводился в качестве стимулирующего и контрольного метода, направленного на повышение образовательного уровня государственных служащих и их постоянное профессиональное развитие. Квалификационный экзамен распространялся лишь на ряд категорий лиц и не охватывал всех претендентов на замещение вакантных должностей и кандидатов на производство в очередной чин, это была своего рода технология оценки знаний, умений и навыков желающих поступить на государственную службу или уже находящихся в штате чиновников и неклассных канцелярских служителей. Квалификационному экзамену, в зависимости от класса вакантной должности, подлежали поступающие на службу и служащие, которые не имели аттестатов об окончании высших, средних или начальных учебных заведений.
Использовались экзамены при приеме на государственную службу; производстве в первый классный чин; при необходимости подтвердить право аттестатом о наличии соответствующего образования на уже занимаемую должность; представлении к очередному, более высокому чину табельной иерархии; выдвижении на ответственную должность группы высших и средних классов; назначении на должность, требующую специальных знаний.
Правила проведения квалификационных экзаменов не были едиными и зависели от степени образованности и статуса кандидатов на должности и классные чины, складывались они постепенно, по мере повышения организационного уровня системы государственной службы.
В конце XVIII века в России появились главные народные училища – начальные (повышенного типа) учебные заведения, существовавшие до революции. В 1782 году в Петербурге было открыто первое подобное училище, директором которого стал один из авторов проекта системы народных училищ, педагог Ф. И. Янкович де Мириево. Согласно «Уставу народным училищам в Российской империи», изданному в 1786 году желающие могли готовиться к экзамену на должность учителя малых народных училищ, для чего в программу вводился курс методики обучения («Способ учения»).
Указом Александра I от 6 августа 1809 г. «О правилах производства в чины по гражданской службе и об испытаниях в науках, для производства в Коллежские Асессоры и Статские Советники», подготовленным государственным секретарем М.М. Сперанским, были введены образовательно-квалификационные экзамены.
Важно, что в указе содержалась подробная характеристика порядка проведения образовательно-квалификационных экзаменов «по наукам, свойственным гражданской службе». В каждом университете России создавалась особая государственная экзаменационная комиссия в составе ректора и трех профессоров-экзаменаторов, которая принимала экзамены. Формировались группы экзаменующихся из гражданских служащих, которые подавали заявления с просьбой о приеме у них квалификационных экзаменов и представляли все необходимые документы.
По аналогичным правилам проводили государственно-квалификационную оценку служащих, начиная с 40-х годов XIX в., экзаменационные комиссии технических, юридических, финансово-коммерческих и других высших учебных заведений, которые получили это право на основании статьи 50 Устава о гражданской службе 1844 г., что не утратило юридической силы до начала XX века [4].
Учитывая отраслевую специфику и необходимость подготовки специалистов соответствующего профиля, министерства и главные управления разрабатывали собственные правила проведения квалификационных экзаменов государственных служащих. Так 1 марта 1846 года было утверждено «Положение о специальных испытаниях по Министерству народного просвещения». Согласно ему лица, имеющие намерение быть назначенными на должности учителей дворянских институтов, губернских гимназий, уездных училищ, приходских и начальных училищ или надзирателей в пансионатах институтов и гимназий, обязаны выдержать специальные квалификационные экзамены по программам, разработанным с учетом требований к каждой должности.
Были введены квалификационные экзамены двух типов: общие и частные. Для кандидатов на должности, не имевших аттестатов об окончании какого-либо государственного учебного заведения, назначались общие квалификационные экзамены, т.е. экзамены проводились по всем предметам учебной программы, которая была рассчитана на подготовку высокопрофессионального учителя как государственного должностного лица ведомства Министерства народного просвещения. Кандидаты, получившие образование в том и ином высшем или среднем учебном заведении, подлежали частным квалификационным экзаменам. Они экзаменовались лишь по предметам, преподавание которых избиралось ими в качестве основного занятия в дворянском институте, гимназии или училище.
В процессе экзамена кандидат должен был:
- ответить устно на пять вопросов и письменно на два вопроса, которые лично он выбрал на столе государственной комиссии;
- написать краткое сочинение на тему размышляющего характера, заданную экзаменаторами;
- дать пробный урок.
Эти предметы в министерском Положении назывались «главными». По итогам государственных квалификационных экзаменов на учительскую должность могли быть назначены только те кандидаты, которые получили по «главному предмету» высшую оценку, а именно – пять баллов («отлично»). С определением на должность им присваивался первый классный чин гражданской службы [3].
В 2005 году Указом Президента Российской Федерации была утверждена модель квалификационного экзамена для государственных служащих [1]. К этой модели более близким является вариант экзаменов, проводившихся государственными комиссиями министерств и главных управлений на основе Устава о гражданской службе 1896 г., на которых оценивались профессионализм претендентов на должности в соответствии со степенью владения специальными образовательными предметами, а также с объемом и качеством управленческого опыта.
Поэтому в современной практике определения квалификации должностных лиц гражданской службы данная модель заслуживает более глубокого анализа и творческого использования ее рациональных сторон. В особом изучении, по мнению В.П. Мельникова, нуждаются вопросы: создание министерских государственных комиссий, утверждение их предметных программ и правил проведения квалификационных экзаменов решением министров и коллегий министерств, а не «руководителем государственного органа», в котором служит должностное лицо и которому предстоит сдавать квалификационный экзамен, как установлено Указом 2005г.
Современное решение вопроса о качестве подготовки педагогических работников, представляет документ «Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений», принятый в 2010 г., согласно которому каждый учитель будет аттестован на первую и высшую категорию только после прохождения квалификационного экзамена.
В документе выделены общие положения, согласно которым:
1. Настоящий порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений определяет правила проведения аттестации педагогических работников, реализующих основные образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального и среднего профессионального образования, а также дополнительные образовательные программы.
2. Цель аттестации – установление соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей) или подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности.
3. Основными задачами аттестации являются:
- стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, личностного профессионального роста, использования ими современных педагогических технологий;
- повышение эффективности и качества педагогического труда;
- выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников;
- учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании состава образовательных учреждений;
- определение необходимости повышения квалификации педагогических работников;
- обеспечение дифференциации уровня оплаты труда педагогических работников.
4. Основными принципами аттестации являются коллегиальность, гласность, открытость, которые обеспечивают объективное отношение к педагогическим работникам, недопустимость дискриминации при проведении аттестации.
5. В документе указано, как будут формироваться аттестационные комиссии, их состав и порядок работы:
Сущность, организация, критерии аттестации свидетельствуют, с одной стороны, о повышении требований к профессиональной деятельности учителя, с другой, выполнение этих требований способствует профессиональному развитию учителя.
Одна из концепций профессионального развития личности разработана Л.М. Митиной еще в конце прошлого века учителя, где внутренняя среда личности, ее активность, потребность в самореализации – факторы развития [2]. Выделяются интегральные характеристики личности профессионала – направленность, компетентность, эмоциональная и поведенческая гибкость, необходимые во всех видах деятельности, но в разной степени. Каждая интегральная характеристика представляет собой определенное сочетание или комбинацию значимых личностных качеств, существенных для успешного действия в рамках той или иной конкретной профессии. Фундаментальным условием развития характеристик личности профессионала являются осознание им необходимости изменения, преобразования своего внутреннего мира и поиск новых возможностей самоосуществления в труде, т.е. повышение уровня профессионального самосознания.
В основе построения модели профессионального развития лежит положение С.Л. Рубинштейна о способе жизни, который выводит человека за его пределы и связан с появлением ценностно-смыслового определения жизни [4].
В модели профессионального развития человек характеризуется способностью выйти за пределы непрерывного потока повседневной практики, увидеть свой труд в целом и превратить его в предмет практического преобразования. Это дает ему возможность стать хозяином положения, полноправным автором, конструирующим свое настоящее и будущее; позволяет внутренне принимать, осознавать и оценивать трудности и противоречия разных сторон профессионального труда, самостоятельно и конструктивно разрешать их в соответствии со своими ценностными ориентациями, рассматривать любую трудность как стимул дальнейшего развития, как преодоление собственных пределов.
Осознание человеком своих потенциальных возможностей, перспективы личностного и профессионального роста побуждают его к постоянному экспериментированию, понимаемому как поиск, творчество, возможность выбора. Решающим элементом данной ситуации профессионального развития является необходимость делать выбор: ощущать свободу, с одной стороны, и ответственность за все, что происходит и произойдет, – с другой.
Аттестация позволяет учителю многое переоценить. Она способствует профессиональному развитию учителя, т.к. изменяет его понимание и видение себя, его представления об окружающем мире, о культуре, об участниках образовательного процесса. У учителя появляется необходимость в поиске лучших форм и технологий обучения и воспитания, выстраиваются иные отношения с учениками, родителями, коллегами и общественностью, повышается ответственность за себя и других, открытость к новому, проявляется стремление к саморазвитию, самореализации.
Литература:
1. Мельников, В.П. Историческая практика проведения квалификационных экзаменов государственных служащих России. // Образование и общество, №1, 2007.
2. Митина, Л.М. Психология профессионального развития учителя: Автореф. док. дис. М.,1995.
3. ПСЗ. Собр. 2. Т. XXI.Отд.1. № 19787.
4. Рубинштейн, С.Л. Принцип творческой самодеятельности: К философским основам временной педагогики // Вопросы психологии 1986. №4. С. 101-109.
5. Свод законов Российской Империи. Т. 3. Кн. 1. М.,1910. Ст. 50.
.
Фотогалерея
Остальные фотографии на Я.Фотках |