ФОРУМ "Педагогика в современном мире" обсуждение статей здесь

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ и ОБРАЗОВАНИЯ РФ
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
психолого-педагогический факультет
кафедра педагогики

Интернет-Форум в рамках  Всероссийской научной конференции с международным участием «Педагогика в современном мире»

Дидактический потенциал культурологического подхода в условиях педагогического образования

 

Алексеева Татьяна Борисовна,

канд.пед.наук, доцент кафедры педагогики  РГПУ им.А.И. Герцена

 

Для всего ХХ века в целом и для последних десятилетий в особенности характерно непрерывное повышение интереса к осмыслению сущности понятия «методологических подход» и к изучению возможностей различных подходов при решении тех или иных проблем. Особенно активно категория «методологический подход» обсуждается в социо-гуманитарных областях познания. В частности, в центре внимания теоретиков и практиков находятся возможности культурологического подхода. Среди областей социо-гуманитарного знания, в рамках которых актуализируется значимость культурологического подхода, особое место занимает педагогика.

В этой статье будет затронут ряд аспектов дидактической значимости культурологического подхода в условиях педагогического образования. Целесообразность изучения такой значимости обусловлена, на наш взгляд, тремя обстоятельствами.

Во-первых, педагогическое образование является одним из направлений современного образования. Следовательно, ему должны быть присущи характеристики, соответствующие специфике современной культуры. Именно поэтому в качестве одного из эффективных «инструментов» проектирования педагогического образования сегодня может выступать именно культурологический подход. Иными словами, на основе культурологического подхода становится возможной разработка тех аспектов педагогического образования, которые «отвечают» вызовам современной культуры.

Во-вторых, реализация культуросообразного образования в практике массовой современной школы невозможна без учителей, готовых и способных к такой реализации. Это определяет необходимость проектирования соответствующих компонентов педагогического образования, в частности, актуализируется проблема поиска путей обучения будущих учителей использованию культурологического подхода как эффективного «инструмента» решения различных профессионально-педагогических проблем (например, проблем интеграции содержания образования, разработки новых учебных курсов, проектирования педагогических технологий и т.д.).

В-третьих, педагогика и образование выполняют в культуре особую специфическую роль. Это главные «трансляторы» содержания культуры. То есть педагогика и образование -  области культуры, которые, в отличие от всех остальных, отвечают за передачу того или иного образа культуры из поколения в поколение. Иными словами,  от «педагогики» напрямую зависит существование (консервация, развитие или регресс) тех или иных типов культуры. Из тезиса об особой роли педагогики и образования в культуре следует необходимость создания в условиях в рамках педагогического образования разного уровня для понимания обучающимися этой особой роли.

Соотнесение характеристики культурологического подхода и предметного поля различных структурных областей педагогики позволяет вычленить те проблемы, основу изучения которых в процессе педагогического образования может составить культурологический подход. В таблице 1 обозначены некоторые из таких проблем:

Таблица 1. Педагогические проблемы, основу изучения которых может составить культурологический подход.

Структурная область

Проблемы, основу изучения которых может составить культурологический подход

Теоретико-методологические основы педагогики

Изучение сущности культурологического подхода.

Анализ процессов функционирования и развития образовательных систем.

Теория обучения (дидактика)

Изучение сущности категории «содержание образования».

Анализ возможностей педагогических технологий и проектирование педагогических технологий на основе реализации положений культурологического подхода.

Изучение дифференциации и интеграции содержания образования.

Организация культурных практик.

Проектирование метапрограмм.

Теория воспитания

Анализ современных концепций воспитания.

Организация культурных практик.

Изучение ценностных аспектов воспитания.

Анализ возможностей технологий воспитания и проектирование культуросообразных технологий воспитания.

Проектирование культурно-воспитательной среды.

Теория управления образовательными системами

Изучение культуросообразных моделей школы.

Проектирование культуросообразных направлений развития образовательных учреждений.

Возрастная педагогика

Проектирование образовательного процесса на основе изучение субкультур разных возрастных групп.

Частные методики обучения и воспитания

Разработка содержания учебных дисциплин.

Проектирование предметных педагогических технологий на основе реализации положений культурологического подхода.

Организация культурных практик в рамках изучения учебного предмета

Включение в содержание образования историко-культурных компонентов.

История педагогики и образования

Исследование историко-культурной обусловленности педагогических явлений и процессов.

Изучение генезиса образования и педагогической мысли.

Исследование исторических образов педагогической культуры.

Осмысление актуальности историко-педагогического знания.

Этнопедагогика

Изучение значения национальных традиций воспитания в практике современного образования.

Проектирование педагогических условий становления этнокультурной идентичности.

Разработка моделей межнациональной школы.

Исследование педагогических условий развития гражданственности и патриотизма.

Сравнительная педагогика

Изучение целесообразности реализации в условиях национальной системы образования элемента чужой системы образования.

Включение элементов международного образовательного опыта в систему отечественного образования

Коррекционная педагогика

Учет специфики сложившихся в стране моделей отношения к людям с недостатками при проектировании коррекционных методик.

Интеграция детей с дефектами в систему общего образования.

Объем статьи даже кратко не позволяет раскрыть дидактические возможности культурологического подхода при изучении основных педагогических проблем. Поэтому в качестве примера остановимся кратко на характеристике важнейших, на наш взгляд, дидактических возможностей культурологического подхода в процессе учебного познания историко-педагогических явлений.

Итак, педагогика имеет в структуре культуры особую, специфическую роль. Это область культуры, которая, в отличие от всех остальных, отвечает за передачу того или иного образа культуры из поколения в поколение. Иными словами,  от «педагогики» напрямую зависит существование (консервация, развитие или регресс) тех или иных целостных ценностно-смысловых систем. Отсюда следует ряд важных выводов. Историю педагогики (и передовой педагогической мысли, и систем массового образования), можно рассматривать как  историю отражения ценностно-смысловых образов, их сосуществования и «борьбы». А история передовой педагогической мысли (включая, воплощение в единичных реальных образовательных системах) – это, по сути, история зарождения новых ценностно-смысловых систем в содержании культуры, условий их развития или, наоборот, невозможности органично вписаться в общепринятую систему ценностей. История официальных (общепризнанных) систем образования – это «зеркало» существующей культуры, отражающее довлеющие ценностно-смысловые системы культуры. И, наконец, анализ специфических особенностей современной культуры, как единого целого, позволяет определить наиболее адекватные пути (направления) изменений в существующей педагогической теории и практике.

Из сказанного выше следует высокий потенциал культурологического подхода для изучения истории педагогики и образования. Варианты реализации культурологического подхода, при этом, могут быть весьма разнообразными. Охарактеризуем некоторые, наиболее значимые, на наш взгляд, аспекты культурологического подхода, проявляющиеся в процессе изучения педагогики и образования.

Аспект 1.

Как уже отмечалось выше, педагогика – не просто одна из областей целостной культуры, а область, имеющая свою особую специфику в структуре культуры. Следовательно, в педагогических и образовательных системах весьма ярко выражаются черты конкретного (в частности, исторического) типа культуры. Таким образом, в качестве одного из ожидаемых результатов изучения истории педагогики и образования целесообразно рассматривать понимание историко-культурной обусловленности того или иного историко-педагогического явления, факта, процесса.

Предметом педагогики является сознательно и целенаправленно организуемый педагогический процесс, т.е. «специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач» [1]. Педагогический процесс характеризуется целостностью, для него характерно внутреннее единство составляющих его компонентов. Цементирующим компонентом педагогического процесса являются его цели и ожидаемые результаты. Именно целевой компонент определяет содержание и инструментарий. Выбор же целей и определение ожидаемых результатов педагогического процесса обусловлен многими факторами. И важнейшим из этих факторов являются социально-культурные условия.  В этом смысле, педагогические системы (трактуемые здесь как конкретные воплощения педагогического процесса) как бы вписаны в определенный тип культуры, в рамках которой они возникли и существуют. Иными словами, в целях и результатах, а, следовательно, и во  всех остальных компонентах педагогического процесса, отражаются специфические особенности культуры соответствующей исторической эпохе.

С позиции характеризуемого аспекта, таким образом, целесообразно обозначить следующий ожидаемый результат изучения истории педагогики и образовании. Речь идет об умении обучающегося видеть специфику исторического типа культуры в целевом и во всех остальных компонентах педагогического процесса, которые: во-первых, адекватны существующему типу культуры, и, во-вторых, были порождены этим типом в ответ на новые требования времени.

Сущность культуры такова, что ее существование невозможно без передачи ее содержания из поколения в поколение. С этим связан, в частности, процесс так называемого культурного воспроизводства, т.е. передача ценностей и норм культуры из поколения в поколение. В качестве основных механизмов этого процесса выступают процессы воспитания, обучения, образования и просвещения. Следовательно, тот или иной тип (в частности, исторический) культуры обуславливает определенную специфику отношений и  особенности взаимодействия между теми, кто «передает» культуру, и теми, кто ее наследует. Педагогическое взаимодействие рассматривается как универсальная характеристика педагогического процесса. И тип этого взаимодействия обусловлен историческими особенностями культуры.

Таким образом, из сказанного выше следует, что одним из результатов изучения истории педагогики и образования может стать осознание глубокой корреляции между спецификой исторического типа культуры и преобладающим типом взаимодействия между старшими поколениями и младшими, а значит, между педагогом и воспитанником (учеником).

Следующий аспект культурологического подхода связан с изучением историко-культурного процесса, в частности с одной из его закономерностей – преемственностью. Преемственность выражается в том, что при переходе от одних исторических этапов развития культуры к другим происходит сохранение, закрепление и «формирование исторической предопределенности выбора и актуализации тех или иных культурных феноменов, отдельных сторон культурного процесса в целом» [2]. При изучении культуры в целом и отдельных ее областей, в частности, весьма значимо понимать не только ее специфику в определенный исторический период, но и осознавать исторические корни тех или иных явлений культуры, а также феномен «повторяемости» тенденций культурно-исторического процесса в сходных исторических условиях.

Представленные в статье идеи в течение многих лет используются автором в процессе преподавания различных педагогических дисциплин. И, как показывает практика, реализация культурологического подхода при изучении педагогических дисциплин позволяет создать условия для глубокого осмысления студентами роли и возможностей педагогики в культуре и обществе. Это создает серьезную эмоциональную основу для освоения педагогического знания, осмысления смысла и роли педагогических явлений в целостной системе культуры, а также способствует развитию у будущих педагогов рефлексивный умений в процессе анализа собственной педагогической деятельности.

Литература:

1. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений / под ред. В.А. Сластенина: В 2 ч. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003. – Ч. 1. – с. 113.

2. Уайт Л. Понятие культуры // Антология исследовательской культуры. Спб., 1997. Т. 1. – с. 327.

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz