ФОРУМ "Педагогика в современном мире" обсуждение статей здесь

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ и ОБРАЗОВАНИЯ РФ
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
психолого-педагогический факультет
кафедра педагогики

Интернет-Форум в рамках  Всероссийской научной конференции с международным участием «Педагогика в современном мире»

Е.Н.Глубокова, И.Э.Кондракова

кафедра педагогики РГПУ им. А.И.Герцена

Сетевое взаимодействие в сфере образования как развивающийся процесс в теории и практике

 

В настоящее время в нашей стране сетевое взаимодействие в сфере образования понимается как горизонтальное взаимодействие между образовательными учреждениями по распространению функционала и ресурсов. Первая ступень подобной коммуникации - так называемая «натуральная форма», давно и прочно вошла в образовательную деятельность: семинары, круглые столы, конференции, дискуссии и встречи по обмену опытом и проблемным вопросам, дни партнерского взаимодействия. Сетевое взаимодействие сегодня становится современной высокоэффективной инновационной технологией, которая позволяет образовательным учреждениям не только выживать, но и динамично развиваться. Важно заметить, что при сетевом взаимодействии происходит не только распространение инновационных разработок, а также идет процесс диалога между образовательными учреждениями и процесс отражения в них опыта друг друга, отображение тех процессов, которые происходят в системе образования в целом [1]. Важной особенностью сетевого взаимодействия является то, что в сети нет организаций в традиционном смысле. Первичным элементом сетевого объединения выступает прецедент взаимодействия, сетевое событие (проект, семинар, встреча, обмен информацией и т.п.). Каждый человек может вступать в определенное взаимодей­ствие с сетью, и это взаимодействие составляет содержание индивидуального образовательного развития каждого человека, образовательного учреждения, образовательной среды. Инновации в условиях образовательной сети приобретают эволюционный характер, что связано с непрерывным обменом информацией и опытом, и отсутствием обязательного внедрения. Опыт участников сети оказывается востребованным не только в качестве примера для подражания, а также в качестве индикатора, который позволяет увидеть уровень собственного опыта и дополнить его чем-то новым, способствующим эффективности дальнейшей работы. Сетевое взаимодействие – это система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования; это способ деятельности по совместному использованию ресурсов.

Рассмотрим подробнее применение и толкование  понятия  «сеть» в педагогической науке и образовательной практике. В практической педагогике начало использования понятия «сеть» относится к 70–80–м годам прошлого века. Тогда метод сетевого планирования бал заимствован из экономической науки и перенесен в педагогическую практику. В конце 1990-х годов его описал  Ю. А. Конаржевский [2], по его мнению, метод сетевого планирования позволяет: выявлять и мобилизовывать резервы времени, скрытые в организации комплекса мероприятий;  видеть весь спланированный процесс объемно в ракурсе параллельно осуществляемых работ; управлять выполнением плана по принципу «главного звена» с прогнозированием и предупреждением возможных срывов; учитывать связи между различными работами, что является основой непротиворечивого календарного планирования; повысить эффективность управленческой деятельности руководителя образовательного учреждения, давая возможность сосредоточить свое внимание в каждый данный момент времени на наиболее ответственных участках образовательного процесса.

Сетевое планирование наглядно иллюстрирует описанные выше основные характеристики понятия «сеть», а также главную особенность становления сетевого взаимодействия – отсутствие  «тупиков» при построении «сети».

          В педагогической практике идея сетевого взаимодействия образовательных учреждений возникла в конце 1990-х годов. Несомненная заслуга в этом принадлежит А. И. Адамскому и созданной им образовательной сети «Эврика». Применительно к сфере образования А. И. Адамский [3] выделяет следующие характеристики «сетевого взаимодействия» в противовес несетевому. В центре сетевого взаимодействия находится не информация сама по себе, а персона и событие. Персонами могут выступать авторские коллективы, носители инновационных педагогических технологий. Второй компонент – «событие» предполагает ориентацию на решение некоторой задачи, для чего и инициируется событие. Причем событие инициируется персонами, заявляющими таким образом об актуальной потребности в решении этой задачи.  Сетевое взаимодействие образовательных учреждений, по его мнению, несет в себе коренное отличие от иерархического взаимодействия, функционирующего в современной системе образования. Нормы деятельности не задаются сверху, а естественным образом выращиваются внутри сети образовательных учреждений, основываясь на реалиях деятельности каждого участника сети. Образовательную сеть А. И. Адамский [3] определяет как совокупность субъектов образовательной деятельности, предоставляющих друг другу собственные образовательные ресурсы с целью повышения результативности и качества образования друг друга.

Интерес к сетевому взаимодействию в современной образовательной практике связан с появлением в 2002 г. Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, в которой выделяются модель внутришкольной профилизации и модель сетевой организации, в педагогической науке сетевая модель находит свое отражение в диссертационных исследованиях.

Идея сетевого взаимодействия, возникнув в системе общего образования, нашла свое развитие в сфере дополнительного профессионального образования. Рассматривая феномен сетевых образовательных программ для педагогов, С. В. Тарасов [4] отмечает их особое значение в развитии  исследовательского потенциала и профессионализма. Под образовательной сетью понимается целостность субъектов образования (включая и другие субъекты социокультурной среды), осуществляющих ценностно-смысловое профессиональное взаимодействие, нацеленное на достижение значимых социально-образовательных результатов. Образовательная сеть, по его мнению, предусматривает: наличие не только вертикальных, но и горизонтальных связей образовательного учреждения; наличие и понимание общей цели и задач деятельности, которые уточняются в условиях диалога и взаимодействия; сеть – форма решения творческих инновационных задач, требующая объединения усилий разных образовательных учреждений, а также других субъектов социокультурной среды территорий; в сетевом взаимодействии важны психологическая совместимость и позитивные отношения людей; сеть складывается не только из образовательных учреждений, но и из отдельных педагогов, микросообществ, ассоциаций, стремящихся к развитию нового педагогического опыта; в сети активно используются идеи ученых, их опыт и личное участие; сеть является открытой для новых идей, подходов и участников; образовательная сеть нуждается в информационных ресурсах (интернет и другие способы передачи и обработки информации).

               М.М. Чучкевич [5] выделяет пять основных характеристик сетевой организации:

1. Независимость членов сети – члены организации имеют определенную степень свободы, достаточную для возможности определять приоритеты по характеру и направленности собственной деятельности, и нести ответственность за конечный результат. Принципиальными являются два основных типа ответственности: перед самим собой за собственный успех и результат достижения самостоятельно поставленной цели и перед вышестоящей инстанцией за достижение результата, заданного целью, поставленной извне.

2. Множественность лидеров – понятие лидерства в сети не совпадает с понятием лидерства в организациях, построенных по принципу административной иерархии. Лидер в сетевой организации – это любой человек или компания, являющаяся носителем финансового, производственного, коммуникативного, экспертного или любого иного ресурса. Необходимым условием лидерства в сети является готовность члена сети к использованию своего ресурса для достижения общих целей сети, естественно параллельно с реализацией его собственных целей. В организациях, построенных по сетевым принципам, профиль системы лидерства находится практически постоянно в процессе изменения. Для лидерства в сети нужно иметь необходимый для работы ресурс (включая знания, навыки работы и т.п.). Именно этот факт обеспечивает множественность уровней лидерства.

3. Объединяющая цель – в сетевых организациях представляет собой достаточно сложный феномен, несущий в себе смысл функциональной основной идеологемы сети – конкурентного сотрудничества. Объединяющая цель в сетевой организации строится на индивидуальном прогрессе каждого члена сети, недостижимом вне сети. Как правило, объединяющая цель основана на заинтересованности членов сети в использовании совместных статусных, материальных, маркетинговых и информационных ресурсов сети. Относительно независимая компания вступает в сетевую организацию, переходя из поля конкуренции в поле конкурентного сотрудничества с другими независимыми членами сети только потому, что видит конкретную прагматическую пользу для себя в рамках сети, недостижимую вне её поля деятельности.

4. Добровольность связей – принимает разные формы в зависимости от типа сетевой организации и степени независимости её участников. Подразумевается, что сотрудники компании, опираясь на ограниченное, но реально присутствующее право выбора партнеров по проектной команде и принятие ответственности за свою ресурсную позицию, достаточно самостоятельно определяют структуру своего взаимодействия в рамках организации по конкретным проектам.

5. Множественность уровней взаимодействия – взаимодействие в рамках сети осуществляется не по административным каналам, и напрямую, между теми компаниями и людьми, которые и должны реально вместе решать необходимые вопросы. Взаимодействие возникает непосредственно по линиям актуальной потребности во взаимодействии. В этой связи и возникает реальная множественность уровней взаимодействия, поскольку каждый член сети может взаимодействовать как с членами своей ячейки (уровня) сети, так и с представителями других уровней, находящихся сколь угодно далеко или близко к корпоративному центру сети.   

Анализ состояния разработанности научного знания по проблемам моделирования сетей позволил выявить сущностные характеристики сети, которые должны быть присущи сетевому взаимодействию в системе повышения квалификации: наличие объединяющей цели, основополагающей идеи, единые задачи для всей сети; наличие множества ячеек сети (фрактальная структура); многоцентровой характер и многоначалие; открытость элементов сети друг для друга, отсутствие перегородок между её частями, а также открытость границ по отношению к внешней среде; преимущественная роль «горизонтальных» взаимодействий. [6]. Ключевыми характеристиками сетевого взаимодействия будут: пространство, позволяющее описать многообразие горизонтальных и вертикальных взаимодействий в сети; информация, раскрывающая содержание этих взаимодействий; время, показывающее логику развития сетевых отношений; энергия, представляющая различные способы и формы жизнедеятельности в сети [6]. Примером такой практики может служить Центр образовательных инициатив, созданный в Омском государственном педагогическом университете [http://www.coitest.ru].

Использование возможностей интернета и средств ИКТ существенно расширяет продуктивность сетевого взаимодействия. При традиционной организации методической работы все педагоги в определенном сообществе знакомы друг с другом, непосредственно контактируют между собой. Такие прямые длительные связи минимальны, в результате чего такое взаимодействие исчерпывает себя и становится малопродуктивным, так как ограниченные возможности коммуникации не могут обеспечивать тот уровень обмена информацией, который необходим для плодотворной работы. При сетевой организации взаимодействия наблюдаются опосредованные связи: круг взаимодействия увеличивается, а, следовательно, результаты работы становятся более продуктивными и качественными, за счет сетевого взаимодействия у каждого участника есть уникальная возможность развития и совершенствования своих профессиональных ключевых компетенций. От участников совместной деятельности не требуется синхронного присутствия в одном и том же месте, в одно и тоже время, каждый имеет возможность работы с ресурсами сети в удобное для себя время [1].

Темпы развития сетевого взаимодействия на разных уровнях системы образования представляются далеко не равномерными. На наш взгляд, наиболее активно происходит развитие сетевого взаимодействия на уровне образовательных учреждений общего образования. В системе профессионального образования такие тенденции только формируются. Хотя можно привести уже довольно много примеров успешных практик в этой деятельности. Так, например, 23 января 2011 года в Москве в рамках проекта «Сетевой Университет СНГ» завершила работу международная конференция «Сетевое взаимодействие вузов СНГ в подготовке кадров для инновационной экономики». Проект «Сетевой Университет СНГ» был создан в 2008 году Межгосударственным Фондом гуманитарного сотрудничества (МФГС) при активном содействии РУДН и его ректора В.Филиппова. В проекте участвует 16 высших учебных заведений из 8 стран СНГ. Однако, это только одно направление развития сетевого взаимодействия вузов стран СНГ, решающее проблемы подготовки бакалавров и специалистов.

Действует «Сетевое взаимодействие вузов по основным направлениям Болонского процесса на основе информационно-коммуникационных технологий» (координатором этого проекта является Национальный фонд подготовки кадров [www.ntf.ru]. Информационную поддержку проекта осуществляет ГНИИ ИТТ «Информика» [www.informika.ru].

Другим направлением сотрудничества университетов может стать сетевая система подготовки преподавателя к реализации образовательного процесса в современном вузе. Определенная работа в этом направлении проводится, например, в национальном исследовательском Томском государственном университете. В октябре 2008 г. в ТГУ начата реализация проекта «Формирование на базе вузов, внедряющих инновационные образовательные программы, сетевой распределенной структуры повышения квалификации преподавателей и научных сотрудников вузов по внедрению результатов инновационных образовательных программ и применению новых образовательных технологий». В рамках проекта созданы Ресурсные центры повышения квалификации (РЦПК) на базе ТГУ, Самарского государственного аэрокосмического университета им. Академика С.П. Королева, Новосибирского государственного технического университета, Московского государственного института электронной техники. Подписаны договоры о сотрудничестве по развитию сетевого взаимодействия с Южно-Уральским и Якутским государственными университетами [по материалам официального сайта национального исследовательского Томского государственного университета - http://www.tsu.ru].

Для решения задач профессиональной подготовки педагогических кадров в 2010 году в РГПУ им. А.И.Герцена создано Сетевое объединение вузов «Педагогические кадры России», к которому на сегодняшний день присоединились 19 вузов России. Основные цели объединения лежат в  сфере обеспечения эффективного и качественного образовательного процесса, направленного на подготовку современного педагога. Одной из задач является создание распределенной системы подготовки и переподготовки педагогических кадров и научно-методического сопровождения непрерывной уровневой системы педагогического образования с региональными зонами ответственности, а также повышение роли педагогического образования и педагогической науки, превращение университетов в  крупные  центры подготовки учителей. Однако возникает вопрос о готовности преподавателя к реализации тех многочисленных изменений в образовательном процессе вуза, которые ему предстоит осмыслить, принять и осуществить [по материалам официального сайта РГПУ им. А.И.Герцена - http://herzen.spb.ru]. Поэтому одной из задач педагогического вуза может стать задача обеспечения опережающей подготовки профессорско-преподавательского состава вуза к этим системным изменениям в сфере высшего профессионального образования.  Очевидно, что в решении этой задачи может найти достойное место кафедра педагогики.

Становление сетевого взаимодействия в системе повышения квалификации отвечает «вызовам» информационного общества, определяющим тенденции развития системы образования. В процессе взаимодействия совершенствуется профессиональное мастерство, достижения отдельных преподавателей и образовательных учреждений становятся достоянием профессионального сообщества, повышается качество образования. Первый этап становления сетевого взаимодействия в системе повышения квалификации педагогов начинается с момента создания ресурсного центра, инициирующего разработку различных программ повышения квалификации педагогов.  По мнению специалистов в качестве ресурсных центров постдипломного образования способны выступить педагогические университеты с целью обеспечения непрерывности педагогического образования, что позволит слушателям получать, обновлять и пополнять профессиональные знания, умения, обогащать и развивать профессиональный опыт. Это отражает как процессы адаптации специалиста к динамике изменений в профессиональной сфере, так и потребность в профессиональной самореализации. Такой подход позволяет определить: цели и основные ценности системы постдипломного образования, видение будущего постдипломного образования в педагогическом университете на обозримую перспективу; стратегию и тактику в области качества постдипломного образования; принципы построения системы постдипломного образования; внешние и внутренние связи системы постдипломного образования и факторы, влияющие на качество постдипломного образования.  

На сегодняшний день очевидными проблемами при организации сетевого образования на всех уровнях являются: техническое и технологическое обеспечение сетевого взаимодействия; конвертируемость результатов сетевого образования в зачет общего образования,  нормативно-правовое обеспечение этого процесса, стандарт сетевых образовательных программ; механизмы интерпретации образовательных результатов, полученных в рамках инновационных образовательных программ, как результатов общего образования; выделение новых педагогических позиций (сетевой педагог, педагог-навигатор и др.) и механизм оплаты их деятельности в рамках подушевого финансирования; поиск организационно-правовых форм, отражающих сетевой принцип организации образовательного процесса; механизм продвижения инновационных образовательных программ, процедуры набора групп, привлекательность такого образования для потребителя; механизмы поддержки сетевых групп и их деятельности со стороны муниципальных и региональных органов власти.

 

Список информационных источников:

  1. http://wiki.saripkro.ru/index.php - доклад «Сетевое взаимодействие инновационных образовательных учреждений»
  2. Конаржевский Ю.А.  Менеджмент  и  внутришкольное управление. – М., 2000.
  3. Организация сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, принимающих участие в конкурсе на государственную поддержку / под ред. Адамского А.И. – М.: Эврика, 2006.
  4. Тарасов С.В. Научно-методическое обеспечение образовательного процесса: понятие и содержание // Научно-методическое обеспечение образовательного процесса. СПб., 1998. 
  5. Чучкевич М.М. Основы управления сетевыми организациями. – М.: Изд-во Института социологии, 1999. – 38 с.Чучкевич М.М. Что такое сетевая организация? – М.: Изд-во Института социологии, 1999.
  6. Бугрова Н.С. Сетевое взаимодействие в системе повышения квалификации педагогических кадров. Дисс. на соискание уч.степени канд.пед.наук,  Омск, 2009.
  7. http://www.coitest.ru – сайт Центра образовательных инициатив Омского государственного педагогического университета.
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz