ФОРУМ "Педагогика в современном мире" обсуждение статей здесь

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ и ОБРАЗОВАНИЯ РФ
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
психолого-педагогический факультет
кафедра педагогики

Интернет-Форум в рамках  Всероссийской научной конференции с международным участием «Педагогика в современном мире»

ФУНКЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  КАФЕДРЫ ПЕДАГОГИКИ В СЕТЕВОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КУЛЬТУРЫ

 

Т.А. Яркова, А.Н. Шишкина

 

Новые масштабные задачи, поставленные перед российским образованием, направлены на формирование инновационного мышления всех его субъектов, что требует наличия инновационного образовательного пространства. Сложившиеся механизмы его обустройства не в полной мере позволяют осуществлять движение вперед, эффективность которого невозможна в современных условиях без информационной поддержки, открытого и доступного взаимодействия всех субъектов. Наиболее перспективным способом подобного взаимодействия можно считать сетевое. 

Основы взаимодействия составляют следующие особенности: взаимное признание равноправности и значимости сторон друг другом; принятие неизбежности взаимного влияния сторон друг на друга, взаимной обусловленности и, как следствие, взаимного изменения; наличие общих интересов, идей, единство взглядов, подходов к решению проблем в сфере образования; использование механизмов совместной деятельности и общения в основных формах взаимодействия.

Можно предположить, что построение взаимных связей между всеми заинтересованными субъектами на основе выявленных особенностей позволит решить существующие в образовании проблемы по эффективной реализации инновационных процессов.

Структурирование взаимодействия  предполагает формирование централизованной системы поддержки инновационной деятельности, выражающейся в создании соответствующих Центров. Их  организация в условиях малого города является наиболее предпочтительной, на наш взгляд, на базе педагогического вуза, где ведущую роль должна сыграть кафедра педагогики.  Ее новые функции в организации сетевого взаимодействия заключаются в: интеграции образовательных и научных возможностей региона; организации совместной деятельности образовательных учреждений, проведение аналитических исследований;  разработке, внедрении и осуществлении научного сопровождения программ инновационного развития образования региона и его субъектов; организации программно-целевой межведомственной деятельности по региональному развитию средствами образования; внедрении новых образовательных технологий; оказании консультативно-методической помощи в программно-целевой деятельности субъектам образования региона; обеспечении непрерывного образования по приоритетным для региона направлениям подготовки кадров и др.

Одним из эффективных механизмов в условиях глобальной информатизации является сетевой, т.е. создание информационной сети, позволяющей устанавливать связи как со всеми субъектами регионального взаимодействия, так и выходить за его пределы – взаимодействовать на уровне Федерации и стран ближнего и дальнего зарубежья (Интернет-система). Основная функция такой сети – быть открытой технологической «биржей», площадкой для предложения образовательных услуг и их потребителей (органов административного управления, работников образовательных учреждений, различных категорий обучающихся и др.), т.е. быть организатором взаимодействия.

На базе ТГСПА им. Д.И. Менделеева по инициативе кафедры педагогики в настоящее время ведется разработка и апробация автоматизированной системы, которая предназначена для организации сетевого взаимодействия между субъектами  образования.  Объектом автоматизации является процессы сетевого взаимодействия субъектов образования (школы, профессиональные учебные заведения, учреждения дополнительного образования, науки, культуры и др.).

Цели создания системы:

- создание базы данных по образовательным инновациям, представляемых в Интернет субъектами образовательной и научной деятельности: учителями-экспериментаторами, мастерами педагогической деятельности, учеными, научными организациями и др.;

- создание интернет-площадки для деятельности сетевых творческих групп по решению образовательных и научных проблем, разработке исследовательских проектов;

- привлечение широкого круга общественности к обсуждению научных и образовательных проблем;

- оказание услуг по организации образовательной, научной, научно-методической деятельности широкому кругу потребителей: консультирование, разработка проектов, помощь в поиске источников финансирования и т.п.;

- оказание услуг по подготовке и переподготовки кадров на основе дистанционного обучения;

- создание интернет-площадки для проведения онлайновых научных, научно-методических семинаров и конференций и других виртуальных (например, спутниковых, компьютерных и др.) видов связей и др.

Для достижения поставленных целей  Система будет решать следующие задачи: автоматизация функций обработки информации; обеспечение функций накопления и систематизации информации; обеспечение функций контроля знаний; обеспечение функций поиска необходимой информации; обеспечение надежного хранения и безопасности данных; обеспечение функций проведения онлайн-занятий; обеспечение функций проведения форумов.

Сетевое взаимодействие реализуется в рамках образовательной сети, понимаемой как совокупность субъектов образовательной деятельности, предоставляющих друг другу собственные образовательные ресурсы с целью повышения результативности и качества образования друг друга.

Образовательная сеть в условиях малого города включает ряд элементов: центр сетевого взаимодействия на базе педагогического вуза (организатором которого выступает кафедра педагогики), образовательные учреждения различного уровня и вида, инновационные и экспериментальные площадки, лаборатории педагогических исследований и инноваций, педагогические мастерские, город­ские ассоциации инновационных школ и  педагогов-предметников и др. Элементы сети достаточно динамичны и мобильны, что обусловлено целевым и функциональным назначением сети.

Минимальным системообразующим элементом сетевого взаимодействия выступает сетевое событие: проект, семинар, встреча, обмен информацией и т.п. Структура  сетевой организации взаимодействия строится преимущественно на основе опосредованных связей, что ведет к расширению круга взаимодействия, и, сле­довательно, к более продуктивным и качественным результатам работы.

В состав системы входят следующиеподсистемы:

1) Виртуальная кафедра. Компонент представляет собой метакафедру, объединяющую цели, традиции, ресурсы и опыт нескольких кафедр (вузов) в интересах подготовки специалистов высокого уровня в целях обеспечения конкурентоспособности партнеров взаимодействия на рынке образовательных услуг. На веб-страницах данного компонента можно ознакомиться с задачами и направлениями работы виртуальной кафедры, а также принять участие в заседаниях кафедры.

2) Виртуальная школа. Компонент реализован на основе веб-сред (Moodle, NetSchool  и др.), языков веб-программирования и др. Его основная задача полностью обеспечить учебный процесс в основной и профильной школах. Компонент «Виртуальная школа» включает несколько разделов:

- основная дистанционная школа – позволяет организовать образовательный процесс по всем дисциплинам основной школы с использованием дистанционных образовательных технологий;

- профильная дистанционная школа – позволяет организовать образовательный процесс по всем дисциплинам профильной школы с использованием дистанционных образовательных технологий;

- высшая профессиональная дистанционная школа - позволяет организовать образовательный процесс по всем дисциплинам высшей школы с использованием дистанционных образовательных технологий;

- учебно-методический комплекс учителя -  библиотека учебно-методических комплексов. В настоящее время в рассматриваемой версии сети имеется учебно-методический комплекс учителя естественнонаучных дисциплин. Комплекс включает себя учебный курс по химии, основанный на материалах учебника средней школы «Химия. 9 класс (Габриелян О.С., 2000 г.), кроме этого в учебном курсе предусмотрен терминологический словарь, база данных ученых-химиков, иллюстративное сопровождение лекций, подборка видео-опытов, комплекс заданий на проверку полученных знаний;

- портал видео лекций - банк видео лекций, разработанных преподавателями ТГСПА им. Д.И. Менделеева и партнерами сетевого центра;

- портал выпускника школы - содержит  модули: «День открытых дверей ТГСПА им. Д.И.Менделеева on-line», «Абитуриент on-line».

3) Виртуальная классная комната. Данный компонент предназначен для проведения вебинаров (родительских собраний, классных часов и других школьных мероприятий) через интернет  на основе Adobe Connect Pro и других технологических площадок.

4) Учебно-аттестационный центр. Компонент предназначен для организации аттестации студентов, школьников,  преподавателей по различным тестовым методикам, а так же повышения квалификации учителей школ. В рассматриваемой версии содержит два модуля:  портал ЕГЭ, который предназначен для организации пробных тестирований ЕГЭ для выпускников 9-11 классов школ региона. Компонент основан на системе дистанционного обучения Moodle; повышение квалификации – содержит программы курсов повышения квалификации учителей школ, курсы повышения квалификации, реализованные на основе дистанционных образовательных технологий.

5) Электронная библиотека: компонент представлен библиотечной информационной системой ТГСПА им. Д.И.Менделеева на основе ПО  «Ирбис». В нем доступен поиск литературы, имеющейся в библиотеке ТГСПА, работа с базой данных выпускных квалификационных работ и авторефератов кандидатских диссертаций (поиск, просмотр, печать).

6) Консультационный центр «Скорая помощь». Компонент содержит разделы, целевое назначение которых организация консультационной помощи по различным вопросам:

- психологическое сопровождение - раздел представляет собой сообщество под руководством специалистов в области психологии, педагогики и др. В этом сообществе пользователь может получить консультацию у любого специалиста;

образовательный процесс и наука  - раздел предназначен для оказания оперативной консультативной помощи школьникам, студентам, педагогам в решении образовательных и научно-исследовательских проблем.

7) Виртуальный научный центр. Компонент  содержит несколько модулей, организующих научное взаимодействие участников сетевого центра:

- дискуссионные площадки - раздел предназначен для ведения виртуальных дискуссий, семинаров, конференций по актуальным проблемам в области образования и науки, в настоящей версии реализован в модуле «Конференция on-line»;

- виртуальные учебно-исследовательские лаборатории - в рассматриваемой версии реализован модулем: учебно-исследовательская лаборатория  "Искусственный интеллект и Робототехника", модуль «ТриумF» (сообщество учеников и учителей МАОУ «Лицей» и ученых ТГСПА им. Д.И. Менделеева);

- электронный журнал «Ученые записки» - раздел представляет коллекцию периодических электронных изданий в html формате;

- банк данных - раздел представляет собой базу данных с перечнем педагогических проблем, ученых-исследователей и инновационных идей. Для зарегистрированных пользователей доступно добавление элементов в базу данных, а также их комментирование;

- школа молодого исследователя – раздел предназначен для организации сообществ учеников и студентов по разработке исследовательских проектов;

- музей народного образования ТГСПА им. Д.И. Менделеева.  Раздел представляет собой коллекцию веб-выставок, посвященных истории народного образования Тюменской области.

8) Нормативно-правовая страница. Компонент представляет собой базу данных с перечнем нормативно-правовых актов в сфере образования и организации инновационной деятельности. Организован удобный поиск документов, присутствует возможность скачивания документов в формате pdf.

9) Сетевые сообщества. Компонент предназначен для организации групп лиц с похожими интересами (школьники, студенты, педагоги, управляющий персонал) и ведения коллективных обсуждений по темам, поднимаемым в сообществе.

Такой подход к организации сетевого взаимодействия можно рассматривать как инструмент, адекватный решаемой задаче эффективного позиционирования инновационных образовательных программ в широких образовательных и иных сообществах, с целью расширения ресурсного обеспечения для достижения нового качества образования.

 

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz