ФОРУМ "Педагогика в современном мире" обсуждение статей здесь

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ и ОБРАЗОВАНИЯ РФ
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
психолого-педагогический факультет
кафедра педагогики

Интернет-Форум в рамках  Всероссийской научной конференции с международным участием «Педагогика в современном мире»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР В ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Н. Г Красноруцкая, к. п. н, доцент

Калмыцкий государственный университет, Россия

 

Одним из приоритетных направлений развития современного профессионального образования является ее участие в создании инновационной экономики страны, разработке и внедрении перспективных наукоемких технологий. Модернизация экономики предполагает, что система профессионального образования должна стать фактором социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.

Особая роль в инновационном развитии регионов принадлежит государственным классическим университетам, исполняющим роль интеграторов профессионального образования, науки и культуры региона. Именно классический университет, находящийся в центре единого образовательного пространства региона выполняет не только образовательную миссию, но и является важнейшим социальным институтом, который может быть использован для формирования инновационной инфраструктуры региона и оказывать влияние на развитие экономики региона.

Калмыцкий государственный университет, обладая современной научно-технической ба­зой и высококвалифицированными специалистами готов способствовать внедрению инновационных проектов, направленных на развитие инфраструктуры Республики Калмыкия. Социально-экономическое развитие региона пос­ледние годы требует более широкого использования научно-образовательного потенциала университета. Объектами исследования являются ландшафты, почвы, растения, животные, социально-экономические проблемы развития региона, проблемы в области образования. Развитие региона на современном этапе предполагает создание и организацию деятельнос­ти структур, использующих наукоемкие технологии. Для решения этих задач необходимо формирование инновационной инфраструктуры университета, обеспечивающей интегра­цию научной и образовательной деятельности региона.

Инновационная инфраструктура - это подсистема в структуре инновационной деятельности, которая направлена на содействие и поддержку ее осуществления. Ее элементы - это програм­мы и проекты поддержки инновационной деятельности, а также выполняющие их организации; эти элементы взаимосвязаны и взаимодействуют между собой и с другими элементами в структуре инновационной деятельности.

Деятельность инновационной инфраструктуры университета должна быть направлена не только на реализацию учебных и научных целей, но и на коммерциализацию технологий и генерирование новых наукоемких предприятий. При этом целесообразно создание региональной системы, включающей в себя органы государственной и муниципальной власти, научные учреждения, учебно-научные центры (УНЦ) университета, финансовые и кредит­ные учреждения, бизнес-инкубаторы, венчурные и другие фонды, консалтинговые фирмы, объединения предпринимателей.

В инновационном развитии непрерывной системы профессионального образования наиболее важным является кластерный подход на основе взаимодействия, партнерства, сотрудничества, диалога между заинтересованными субъектами: образовательными учреждениями, работодателями, органами управления, общественными организациями. Одной из форм сотрудничества является создание образовательных кластеров в регионах.

Необходимость обращения к кластерному подходу объясняется преимуществами кластера как организационной формы объединения усилий заинтересованных сторон в целях повышения эффективности региональной системы профессионального образования.

Под кластерным подходом к развитию образования понимается взаимо- и саморазвитие субъектов кластера «в процессе работы над проблемой», осуществляемое на основе устойчивого развития партнерства, усиливающего конкретные преимущества, как отдельных участников, так и кластера в целом [1].

Кластером является совокупность согласованно действующих на основе общей цели субъектов, которые объединены определёнными договорными отношениями, определяющие роли субъектов и регулирующие их деятельность.

Таким образом, при реализации кластерного подхода можно выделить несколько ключевых моментов. Это наличие:

- общей цели;

- правовой основы совместной деятельности субъектов;

- разработанных механизмов взаимодействия между субъектами, объединяющимися в кластер;

- механизма управления реализацией кластерного подхода;

- технологий реализации кластерного подхода в соответствии с декларируемыми общими целями.

Центральное место в образовательном кластере занимает общая цель. Она заключается в выполнении совместных проектов в рамках учебных процессов, что обеспечивает формирование профессиональных компетенций у выпускников. Реализация кластерного подхода возможна через выстраивание системы сотрудничества, партнерства в которой интегрируются на основе добровольности и социальной этики цели, интересы, деятельность и возможности образовательных учреждений со всеми субъектами рынка труда, его институтами, а также территориальными органами управления в области профессионального образования.

В настоящее время в инновационной инфраструктуре региональной системы профессионального образования Республики Калмыкия функционируют отраслевые образовательные кластеры по подготовке специалистов по аграрным, экономическим, юридическим, инженерным и педагогическим специальностям. В образовательный кластер входят образовательные учреждения профессионального образования, базовые общеобразовательные школы, отраслевые министерства, управления, учреждения, производственные предприятия.

Стратегию и тактику сотрудничества с организациями, предприятиями-работодателями в университете осуществляет Центр содействия трудоустройству выпускников и организации практик. За последние годы Центром были приняты ряд соглашений и договоров о сотрудничестве, проведены совместные мероприятия. Заключены долгосрочные договоры о проведение учебных и производственных практик с 30 сельхозпредприятиями республики,

В рамках договоров с отдельными предприятиями, банковскими учреждениями ведется целевая подготовка специалистов в области бухгалтерского учета и аудита, осуществление послевузовской подготовки специалистов через аспирантуру, курсы повышения квалификации, предусмотрено совместное выполнение научно-исследовательских работ, разработка инновационных проектов, с привлечением лучших преподавателей и перспективных студентов, проведение производственных и преддипломных практик. Ежегодно проводятся Дни открытых дверей для работодателей Калмыкии, «круглый стол» по теме: «Портрет молодого специалиста: Университет и работодатель» в котором принимают участие представители организаций, предприятий и учреждений, оказывающих влияние на рынок труда республики. Для работодателей ежегодно выпускается сборник «Лучшие выпускники КГУ», куда входит полная информация о выпускниках: тематика курсовых работ, темы дипломных проектов, места прохождения практик, личностные и профессиональные качества студентов. Проведение таких совместных мероприятий способствует проявлению интереса к студентам и выпускникам университета со стороны работодателей.

Конструктивное партнерство Калмыцкого госуниверситета и работодателей Калмыкии - назревшая потребность. С учетом взаимного интереса всех участников - субъектов рынка образовательных услуг качественное профессиональное образование в республике сегодня становится одной из важных сфер образовательного кластера. Университет в структуре образовательного кластера должен стать центром, ведущим вузом инновационного развития профессионального образования в регионе.

 

Список использованной литературы:

 

1.Борликов Г.М., Манцаев Н.Г. Региональные университеты в период модернизации системы профессионального образования//Миссия регионального университета в формировании культурно-образовательного пространства: Материалы Междунар. научн.-практ. конф.(2010; Элиста) – Элиста: Изд-во КалмГУ, 2011.

2.Шамова Т.И. Кластерный подход к развитию образовательных систем //Взаимодействия образовательных учреждений и институтов социума в обеспечении эффективности, доступности и качества образования региона: Матер. Х Международ. образовательного форума: 2ч. (Белгород. 24 - 26 окт. 2006 г.) - Белгород: Изд - во БелГУ, 2006.

 

Работа выполнена по заданию Рособразования и науки РФ по ФГЦП № 3.2.1/ 13534

 

 

 

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz