ФОРУМ "Педагогика в современном мире" обсуждение статей здесь

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ и ОБРАЗОВАНИЯ РФ
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
психолого-педагогический факультет
кафедра педагогики

Интернет-Форум в рамках  Всероссийской научной конференции с международным участием «Педагогика в современном мире»

Развитие профессиональной лингводидактики

в современной педагогике

М.В. Дружинина, д.п.н.,

зав. кафедрой профессиональной лингводидактики

Северного (Арктического) фед. университета имени М.В. Ломоносова,

г. Архангельск

 

Профессиональная лингводидактика – молодое  научное направление – является частью теории и методики профессионального образования (педагогические науки) и играет особую роль в организации субъектного взаимодействия в современном университете. В статье решаются следующие задачи: объяснить роль профессиональной лингводидактики, представить взаимосвязанные понятия современного языкового образования, сформулировать основные идеи развития профессиональной лингводидактики, дополнить представленные в науке принципы профессиональной лингводидактики (ПЛ), определить перспективы дальнейшего развития ПЛ.

Профессиональная лингводидактика – относительно новое научное направление, так как основано на давних традициях отечественного языкового образования для профессий, но интенсивно развивающееся в международном педагогическом сообществе сравнительно недавно, примерно 20 лет. Поэтому для российской науки проблемой является сохранение накопленного опыта языковой подготовки для профессий и его дальнейшее развитие в соответствии с современными требованиями к качеству языкового образования, включая и международные требования.

Профессиональная лингводидактика занимается решением задач, связанных с анализом, управлением и моделированием процессов овладения языком с учетом разных условий [1], поэтому основной ролью ПЛ следует считать организацию и обеспечение качества языкового образования для профессий.

Профессиональная лингводидактика интегрирует научные знания многих наук: педагогики, психологии, социолингвистики, информатики и по своей сути имеет междисциплинарный характер. В целом, по нашему мнению, профессиональная лингводидактика является неотъемлемой частью теории и методики профессионального образования и развивается во взаимосвязи с широким спектром многих научных направлений.

Самостоятельность ПЛ как одного из научных направлений выражается объектом, предметом, закономерностями, категориями и принципами.

Объектом профессиональной лингводидактики является исследование закономерностей и принципов организации языкового образования для профессиональных целей.

Предмет профессиональной лингводидактики есть организация деятельности по обучению родным и иностранным языкам будущих специалистов (изучается взаимодействие явлений, процессов, связей, отношений в языковом и профессиональном образовании).

Закономерности ПЛ, таким образом, выражены во взаимосвязанных процессах языкового и профессионального образования, формирования языковой компетентности, организации дополнительного языкового образования, образования и воспитания будущих профессионалов и характеризуются непрерывностью, многоуровневостью, модульностью, системностью, процессуальностью, вариативностью взаимодействия преподавателей и студентов, специалистов профильного и языкового образования.

Категории – это обобщенные понятия, в данном научном направлении это непрерывное познание явлений языка, профессии и культуры; развитие лингводидактики и профессиональной лингводидактики; совершенствование субъектного и межличностного взаимодействия; формирование языковой образовательной политики университета, региона и других уровней политики.

Принципы профессиональной лингводидактики основываются на общепедагогических: гуманизации, гуманитаризации, демократизации, деятельностной направленности, непрерывности; дидактических: систематичности, преемственности, модульности, многоуровневости, информатизации, компьютеризации, автономности, самостоятельности; психолингвистичесиких: дифференциации, индивидуализации, личностной направленности.

В профессиональной лингводидактике используются как общедидактические принципы: междисциплинарности, функциональности, проблемности, креативности, непрерывности, многоуровневости, преемственности, модульности, моделирования, гармонизации, интернационализации, автономности, элективности, вариативности, интерактивности, так и собственно профлингводидактические принципы, которые требуют специального пояснения (см. далее).

В одном из наших исследований [2] обоснован целый ряд  понятий, имеющих значение как для развития современной профессиональной лингводидактики в целом, так и для обеспечения качества языкового образования в современных условиях, в частности путем формирования языковой образовательной политики университета. Приведем некоторые из них:

Языковое образование – неотъемлемая составляющая профессионального образования, компонент системы университетского образования, обязательная часть разноуровневой подготовки обучающихся по всем направлениям подготовки и специальностям, включая бакалавриат, магистратуру, аспирантуру, систему очного и заочного обучения, дополнительного образования, повышения квалификации кадров, аудиторной и внеаудиторной работы. Вслед за Н.Д. Гальсковой и Н.И. Гез под языковым образованием мы понимаем «образование в области всех (родных и неродных) языков и культур» [1: 3]. 

Профессиональная лингводидактика – междисциплинарная научная область знаний теории и методики профессионального образования, развивающаяся во взаимосвязи с широким спектром разных научных направлений: педагогики, психологии, дидактики и методики преподавания языковых и специальных дисциплин. Профессиональная лингводидактика занимается решением задач, связанных с анализом, управлением, проектированием, моделированием, прогнозированием процессов языкового образования (в области как родных, так и неродных языков и культур) с учетом разных направлений подготовки / специальностей, уровней обучения и условий в университете. Таким образом, понятие профессиональной лингводидактики значительно шире, чем оно трактуется в исследовании А.К. Крупченко [3].

Понятие «качество университетского языкового образования».

Качество университетского языкового образования характеризует такое образование, которое по своим целям, содержанию, организации и результатам удовлетворяет:

−            потребности обучающихся во владении родным и иностранными языками, правилами межкультурной коммуникации в повседневном, деловом и профессиональном общении;

−            запросы общества на развитие языковых способностей человека, необходимых для разнообразных контактов, в том числе международных, работы с информацией на родном и иностранном языках;

−            требования государства к языковой подготовке выпускников высшей школы по всем направлениям / специальностям (владение языками, в том числе иностранными, умение общаться, работать с информацией и др.).

Взаимосвязь качества языкового образования и качества профессионального образования в образовательной системе университета.

Важным показателем качества университетского языкового образования выступает языковая компетентность обучающихся, проявляющаяся в их способности решать общекультурные задачи (общаться, работать с информацией, писать деловые письма, резюме и др.) и профессиональные задачи (отбор и презентация специальных материалов, аннотирование, перевод, участие в проекте по специальности и др.), используя языковые средства.

Развивающаяся языковая компетентность выпускников университета существенно обогащает их возможности в овладении задачами профессиональной деятельности в поликультурном пространстве посредством привлечения информации из различных источников, в том числе на иностранном языке, посредством участия в диалоге с деловыми партнерами и специалистами и тем самым влияет на качество профессионального образования.

Понятие «формирование языковой образовательной политики университета как фактора обеспечения качества профессионального образования».

Формирование языковой образовательной политики университета как фактора обеспечения качества профессионального образования – это целенаправленный и поэтапный процесс принятия и реализации субъектами образовательной системы университета решений об их совместной деятельности по обеспечению качества современного языкового образования  путем взаимосвязи его целей и содержания с профессиональным образованием,  обновления условий языковой образовательной среды как составляющей образовательной среды университета, создания новых возможностей  творческой самореализации будущих специалистов в университете и международном сообществе [3].

К концептуальным идеям профессиональной лингводидактики мы относим следующие: формирование языковой профессиональной коммуникативной компетентности (ЯПКК), языковая профессионализация специалиста, лингвопрофесиональная обучающая среда, многоуровневый характер ЯПКК, межкультурное, деловое и профессиональное общение, моделирование ситуаций профессионального общения, самостоятельное, автономное, дистанционное обучение, модульное построение обучения, интегративность – системообразующий элемент, взаимосвязь, взаимодополняемость и взаимозависимость межпредметной информации и способов ее усвоения, оптимальность индивидуальной траектории, просветительская работа и распространение языковых знаний среди населения, формирование профессиональных качеств, например, делового и образного стиля мышления средствами родных и неродных языков и культур. 

Также принципиально важными для успешного развития качества языкового образования следует считать такие идеи, как непрерывность и преемственность, профильность и специализация, практикосообразный и ситуативно-тренинговый характер обучения, изучение второго и третьего  иностранных языков, отвечающие современным требованиям техническое обеспечение и УМКД, международная деятельность и мобильность, сотрудничество и кооперация заинтересованных в качестве языкового образования лиц.

Конкретным примером реализации ведущих идей профессиональной лингводидактики в практике образовательной деятельности является возможность решения проблемы организации субъектного взаимодействия в университете. В соответствии с предлагаемыми идеями субъектное взаимодействие следует рассматривать как полифункциональное и многоканальное. Это явление следует воспринимать многосторонне, то есть нельзя ограничиваться только спецификой взаимодействия преподавателей и студентов. Результат субъектного взаимодействия будет тем успешнее, чем шире поле этого явления, чем больше вовлекается игроков и участников в формирование языковой образовательной политики университета и решение проблемы обеспечения качества языкового образования. Траектория движения от осознания до реализации концептуальных идей профессиональной лингводидактики – сложный, длительный и непрекращающийся процесс, качество результатов которого зависит от способов и организации взаимодействия субъектов. Одним из таких способов мы считаем кооперацию российских и зарубежных специалистов, а внутри каждого университета – кооперацию специалистов в области языкового и профильного образования. Так, совместное определение целей, создание условий, проектирование и моделирование образовательных процессов, рациональное использование ресурсов, анализ возможностей, постоянная оценка качества, поддержка социальной сети и коммуникации способны давать результаты, соответствующие требованиям к качеству языкового образования, например, научно доказанные и представленные в диссертации автора статьи результаты обеспечения уровня языковой подготовки в сжатые сроки, разработки конкурентоспособного пособия, создания условий языковой образовательной среды, максимально приближенных к естественным и др. [4].

Особое внимание следует обратить на принципы ПЛ В работе А.К. Крупченко предложены принципы селективности, иноязычной профессионализации, международной уровневой гармонизации и иноязычной опережающей специализации [3]. Не отрицая суть разработанных принципов, считаем, что современное понимание языкового образования, представленное в статье, позволяет отказаться от обращения только к иностранным языкам и учитывать также родные языки и культуры, играющие особо значимую роль в подготовке профессионалов. Кроме того нами разработаны и предлагаются для обсуждения такие принципы, без реализации которых обеспечить качество языковой подготовки по направлениям подготовки / специальностям не представляется возможным: 1) целесообразности, удовлетворения потребностей, результативности в языковом образовании для профессий; 2) практикосообразности, тренингового характера обучения, гармонизации обиходно-повседневного, профессионально-делового и специального языков; 3) формирования языковой компетентности для повседневного, профессионально-делового и специального общения. Первая группа принципов задает политическую стратегию работы, вторая отражает суть способов работы, третья позволяет контролировать и измерять промежуточные и итоговые результаты в соответствии с национальными и международными стандартами. Принципиально важную роль в современном языковом образовании играет тренинговый характер обучения, так как ориентирует языковую образовательную практику на изучение ситуаций, максимально приближенных к естественной профессиональной среде, на решение задач, связанных с особенностями каждой конкретной профессии. Моделирование таких языковых ситуаций, востребованных в профессиональной сфере, - одна из самых актуальных задач профессиональной лингводидактики.

Таким образом, в движении от понятия самой новой научной отрасли – профессиональной лингводидактики – к практике образовательной деятельности нами обнаружены, проанализированы, дополнены, обоснованы и представлены: 1) тесная связь профессиональной лингводидактики с дидактикой, профессиональной педагогикой, лингвистикой, психологией, социолингвистикой, теорией коммуникации, менеджментом, маркетингом, информатикой и другими науками; 2) особая суть и специфика комплекса специальных понятий ПЛ; 3) открытость и своеобразие принципов профлингводидактического характера; 4) перспективность дальнейшей разработки концептуальных идей профессиональной лингводидактики; 5)  востребованность формирования языковой образовательной политики университета с целью обновления языкового образования по направлениям подготовки / специальностям в соответствии с государственными, общественными, университетскими и личностными потребностями; 6) необходимость изучения языковых потребностей в профессиональной сфере; 7) перспективность моделирования и изучения языковых ситуаций в профессиональном контексте.

 

Литература:

  1. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб.пос. для студ. лингв. ун-тов и фак. ин.яз. высш. пед. учеб. зав-й / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. – М.: Издат. центр «Академия», 2008. – 136 с.

  2. Дружинина М.В. Формирование языковой образовательной политики университета как фактора обеспечения качества профессионального образования: Автореф. дисс. на соиск. уч.  степ. д-ра пед. наук. - СПб, 2009. – 40 с.

  3. Крупченко А.К. Введение в профессиональную лингводидактику: монография.– М.: МФТИ, 2005. – 311с.

  4. Дружинина М.В. Формирование языковой образовательной политики университета как фактора обеспечения качества профессионального образования: Дисс. на соиск. уч.  степ. д-ра пед. наук. - СПб, 2009. – 404 с.

 

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz